Сосновый Бор Четверг, 25 Апреля 2024

Дорогами Северной войны

Дорогами Северной войны

В этом году очень много говорят о самых разных военных событиях. Что ж поделать, территория, на которой находится современная Ленинградская область, постоянно оказывалась ареной военных действий. Очень уж выгодное у нее стратегическое положение.

2021 год – это 80-летие начала Великой Отечественной войны, образования Ораниенбаумского плацдарма, открытия Дороги жизни. Это 800-летие Александра Невского. Во всех районах Ленинградской области и в Санкт-Петербурге прошли акции, научно-практические конференции, исторические фестивали, посвященные этим событиям.

О Северной войне говорилось гораздо меньше. А ведь именно в этом году исполнилось 300 лет с момента ее окончания и подписания Ништадтского мира, по условиям которого Ингерманландия окончательно вошла в состав России.

Об этом и говорили те, кто собрался в Библиотеке семейного чтения на очередную встречу в «Исторической гостиной». Это была вторая лекция о Северной войне, которую прочел главный библиограф Ленинградской областной научно-информационной библиотеки Леонид Михеев.

Впрочем, говорить о том, что наши края вот так вот сразу стали частью России, вряд ли правомерно. Война шла двадцать один год – в те времена воевали медленно и только летом. Шведы не раз пытались снова вернуть эти земли, и сражения бывали жестокими и кровопролитными.

В составе Шведского королевства эти земли оказались в начале семнадцатого века, после Смутного времени. О роли каждого участника тех событий историки спорят до сих пор, но что случилось, то случилось – на сто лет Ингерманландия стала шведской, Столбовский мир был подписан, крепости Копорье, Ям, Ивангород, Корела, Нотебург и все остальные были утрачены. У России оставался единственный выход к морю – на Севере.

О том, чего хотел Петр Первый с начала своего царствования, сказано уже немало. Он считал необходимым вернуть эти территории,  Швеция хотела их сохранить, так что война была неизбежна. Хотя начал ее все-таки не Петр – Россия выговорила себе условия, что поддержит Северный союз только после того, как закончит боевые действия на юге, где шла война с Турцией. Это дало небольшую отсрочку.

Однако первое серьезное сражение на северо-западе закончилось конфузом – под Нарвой русские войска были разгромлены, Петр бежал с театра военных действий, Карл Двенадцатый, вовремя появившийся на своих боевых позициях, торжествовал победу и считал, что она окончательная… Но молодой шведский монарх жестоко ошибался – он, конечно, был великолепным полководцем и очень храбрым человеком, однако не смог правильно оценить своего противника. И это стоило ему огромных территорий и больших человеческих потерь. Его и по сей день в Швеции не любят, считая, что именно он привел в упадок одно из самых крупных и мощных государств в Европе.

Петр не собирался сдаваться. Он сумел мобилизовать все силы и ресурсы. История про колокола, перелитые на пушки, стала легендой – несмотря на то, что таких случаев было немного, они запомнились. Петр вовсе не был атеистом, а кроме того, он был государственником. Отличался веротерпимостью, но с детства знал, какую роль играет православная церковь в жизни российского населения.

Из нарвского поражения Петр извлек серьезные уроки, что и позволило ему одержать целый ряд побед и даже основать новую столицу. Кстати, изначально он собирался сделать столицу в Нарве – у славян этот город назывался Ругодив. Но позднее отказался от этой мысли – и в результате появился Петербург. Столицей он, впрочем, стал не сразу, через девять лет после своего основания, но по тем временам это были просто космические скорости.

Обновленная русская армия постепенно возвращала себе крепости – сначала те, что находятся в непосредственной близости от нынешнего Соснового Бора – Ям и Копорье, затем Нарвский замок. Дольше всего в этой части Ингерманландии держался Ивангород. Почти параллельно – древний Орешек, в шведские времена – Нотебург, а Петр переименовал его в Шлиссельбург. Шведский Ниеншанц – крепость в устье Охты, где уже много лет идет спор между археологами и потенциальными застройщиками. Первые хотят археологический парк, вторые… Ну чего могут хотеть застройщики, понятно. В последнее время чаша весов как-то уравновесилась, были данные, что решено все же делать археологический парк, и теперь весь вопрос – как. Но это тема для отдельной встречи. Когда стало понятно, что война в разгаре и Ниен вот-вот будет взят русскими войсками, многие жители городка эвакуировались – а жили там и шведы, и немцы, и русские, и финны.

С переменным успехом шла битва за Выборг. Уже после того, как благодаря фантастической операции русских сухопутных сил и флота Выборг был взят, шведы несколько раз пытались его вернуть. Шведские отряды приникали и в другие места – в район нынешнего Отрадного, например, и были близки к тому, чтобы вернуть Ниен или осадить Шлиссельбург. К слову, Шлиссельбургская крепость – одна из неприступных твердынь, Петру в свое время удалось ее взять исключительно благодаря своем военному гению и хитроумной стратегии. Она расположена настолько удачно и построена настолько хорошо, что даже во время Великой Отечественной войны немецкие войска взять ее не смогли, и гарнизон держался все годы блокады.

Периодические стычки были на протяжении всех двадцати лет. Например, шведский отряд пытался высадиться в районе мыса Колгампя – это в двух шагах от Соснового Бора, в районе деревни Старое Гарколово, и в ясную погоду его даже видно с городского пляжа. Кстати, там археологи раскопали шведские укрепления.

Интересна судьба крепостей, за которые шла такая интенсивная борьба. Ямбург был разобран – сейчас в Кингисеппе за собором только часть кладки да земляные укрепления. Но есть проект воссоздать эту крепость. В Копорье идут реставрационные работы – и многострадальные башни уже под крышей. Ивангород стал культурным центром всего Понаровья… Словом, у каждого объекта – своя жизнь, и он вполне вписывается в современную ситуацию.

Но очень полезно бывает знать, что было там триста лет назад и больше. И тогда даже сами стены выглядят иначе.

И у тех, кто побывал в минувшее воскресенье в «Исторической гостиной», уже совсем иное отношение к этим объектам. Ведь это именно тут стоял  бомбардир Петр, и вот туда, где сейчас остатки погранзаставы, высаживался шведский отряд…

Ирина ПОЛЯКОВА

 

Рекомендуемые новости