Сосновый Бор Четверг, 28 Марта 2024

Имени легендарного маршала

Имени легендарного маршала

15 сентября в Сосновом Бору вручали литературную премию имени легендарного маршала К.А. Мерецкова. Эту награду присуждают авторам книг о Великой Отечественной войне. Жанры могут быть любыми – от поэзии до документалистики. Впервые премию вручали в Сосновом Бору – во время библиотечного форума, который длился целых три дня.

 

Герой своего времени

Кирилл Афанасьевич Мерецков прожил удивительную жизнь. Впрочем, и время было удивительное. Родом из крестьян, старший сын, вынужденный помогать родителям – и работал где придется, с семи лет помогая отцу в поле, с десяти – уже сам участвовал во всех крестьянских делах. Трудился и в мастерских при промышленном училище, и в театральном гардеробе, и на граммофонной фабрике.  Ничто не предвещало блестящей военной карьеры. Призыва на фронт во время Первой мировой войны он избежал, потому что работал на граммофонной фабрике, которая считалась стратегическим предприятием и давала бронь. Да, в царское время такое тоже было. И  образование получил, какое смог – четыре класса земской школы. Отнюдь не кадетский корпус и не кавалерийское училище, так что стать офицером ему не светило.

Но грянули интересные события, которые позволяли молодым, умным и энергичным проявить себя. Сначала – борьба за права рабочих, потом – революция и гражданская война, в которой Мерецков принял самое активное участие. Время страшное, те самые великие перемены, про которые интересно читать, но во время которых очень тяжело жить.

Была и служба в рабоче-крестьянской Красной Армии, и военная академия, Во время Казанской операции он впервые попробовал себя в роли командира отряда – просто выхода другого не было, заменил погибшего товарища. И сам был дважды ранен, но остался на поле боя.

Ему довелось служить во многих местах – на Дону, в Белоруссии, даже в Испанию был направлен в качестве военного советника республиканской армии. Сейчас очень часто смещают акценты в оценке тех событий, так что есть смысл напомнить, что именно республиканцы были законным правительством, а франкисты – мятежниками, но никак не наоборот.

Казалось бы, талантливому и даже блестящему военачальнику ничто не может грозить. Но это были тридцатые годы, когда головы часто слетали вместе с шапками – в том числе генеральскими папахами. Чаша сия не миновала и Мерецкова.

Незадолго до 22 июня 1941 года он на одном из военных советов сказал, что война с Германией неизбежна. За что и поплатился – был арестован за военное паникерство. Но война действительно была неизбежна, и это понимали все, кто хоть сколько-нибудь разбирался в политических событиях. По иронии судьбы арестован Мерецков был 23 июня. Был он тогда заместителем наркома обороны.

Мерецков просидел он в тюрьме до сентября 1941 года. В тюрьме его постоянно избивали, что и подтвердил следователь, осужденный за свои деяния уже в 1956 году. В сентябре Мерецков направил письмо Сталину с просьбой отправить его на фронт. И оказался под Ленинградом. Сначала войска под его командованием остановили наступление финских войск на Свири, потом было наступление, потом – командование Волховским фронтом… После снятия блокады он командовал Карельским фронтом.  При том, что в тюрьме здоровье военачальника сильно пошатнулось – и он был единственный, кому разрешалось сидеть в присутствии главнокомандующего.

 

Память о войне

Военная литература – уникальное явление в нашей культуре. Несмотря на то, что и в то время, когда она еще шла, и в первые послевоенные годы появилось очень много отличных произведений, тема эта не отпускает до сих пор. Как будто трагические и одновременно героические события вызвали огромное напряжение духовных сил. Порядочные и благородные люди стали еще порядочнее и благороднее, подлецы и предатели опускались на самое дно. Середины не было. Возможно, поэтому военная тема до сих пор привлекает авторов художественных произведений.

Да, но ведь и архивы до сих пор до конца не исследованы, уже не говоря о том, что очень многие свидетели тех событий просто-напросто не создавали никаких архивов и не пытались сделать свои письма и дневники достоянием публики. Они писали все это для себя и своих близких. И даже не подозревали о том, что эти документы – воистину бесценны.  А сейчас эти документы бережно собирают и публикуют, и они находят своего читателя.

Вот тем она и уникальна, премия имени Маршала Советского Союза КА. Мерецкова, что жюри рассматривает самые разные издания на тему о Великой Отечественной войне.

Премия была учреждена в 2014 году постановлением Губернатора Ленинградской области. И одним из первых ее лауреатов стал наш земляк Игорь Григорьевич Алепко – автор множества книг о Балтийском флоте, в том числе издания, где все события Великой Отечественной войны, происходившие в нашем регионе, были расписаны буквально по дням. Игорь Григорьевич присутствовал на нынешней церемонии – премию на сей раз получали его друзья и соратники. Сам же он пишет сейчас книгу о том, что было через полтора-два десятилетия после войны – как жил Сосновый Бор в самом начале своего существования.

 

Среди стихов и прозы

В этом году оказалось немало соискателей премии имени Мерецкова.  Как рассказал на церемонии вручения председатель комитета по туризму Евгений Чайковский, все они интересны, и выбирать было трудно.

Директор Санкт-Петербургской библиотеки им. Маяковского Зоя Чалова вручает премию третьей степени Ирине Богдановой за книгу «Мера бытия» (книга художественная, но основана на реальных событиях из жизни родных Ирины Анатольевны).

Вторую премию вручает заместитель главы администрации Сосновоборского городского округа Татьяна Горшкова – коллективу авторов. Анатолий Зайцев,  Маргарита и Ярослав Боженковы и Геннадий Фоменко подготовили и выпустили издание «Герои битвы за Ленинград 1941-1944». Это уже третий том,  И, говорят, не последний.

Первая премия – тоже за отдельный том большого издания. Книга называется «Блокада глазами очевидцев. Дневники и воспоминания». Как рассказал один из ее авторов, журналист и краевед Сергей Глезеров, много лет назад они с Леонидом Амирхановым, директором издательства «Остров», решили собрать блокадные дневники. Широкой публике был тогда известен едва ли не единственный дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, фигурировавший на Нюрнбергском процессе. Тетрадки и блокноты лежали на дальних полках шкафов, а то и на питерских чердаках, и ждали своего часа. Как и старые письма. Несколько лет назад их решили собрать под одной обложкой, но подобных документов оказалось настолько много, что под одной – не поместились.  Так и появилось издание, о котором рассказал Сергей Глезеров. И оно будет продолжаться.

 

Вручение премии – это своеобразный итог. В этом случае – промежуточный. Архивы ждут исследователей, книги – читателей. И каждая – по-прежнему волнует читателей. А может быть, и у вас найдется тетрадка с воспоминаниями или пачка военных писем, которые ждут своего часа?

Мария БОРИСЕНКО

 

Рекомендуемые новости