Сосновый Бор Среда, 24 Апреля 2024

Путь к Лоцманскому селению

Путь к Лоцманскому селению

15 января в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова говорили о Лоцманском селении, его истории и его жителях. Историк Наталья Ивановна Марухина рассказала об огромной работе в архивах, о новых книгах, посвященных людям этой уникальной профессии, об их потомках.

Наталья Ивановна попала в Лоцманское селение случайно. Она руководила Ломоносовским районным Дворцом культуры и поехала проверять подведомственное учреждение – Дом культуры в Лебяжьем. Вышла на одну остановку раньше, чем следовало – на платформе «Чайка». И… попала в необычное место. Окраина поселка, одинаковые домики –  они и сейчас смотрятся красиво, несмотря на то, что пережили за время своего существования немало радостных и горьких событий. Церковь. Выход к заливу. В ДК она спросила, что это такое и кто может об этом рассказать. Ей назвали имя Александра Ивановича Сенотрусова. Это и был первый шаг в историю этих мест.

Потом были архивы, поиски родственников – у них, кстати, есть своя ассоциация. И книги, последняя из которых, «Лоцманы Победы», очень скоро выйдет массовым тиражом.

Сосновоборцам Лоцманское селение известно главным образорм по книге Виктора Того – ижорского поэта, просветителя, журналиста и краееда. Он много писал для газеты «ТЕРА-пресс», недавно в Сосновоборском городском краеведческом музее была выставка «Истоки», посвященная его памяти, и единственная его видеозапись сохранилась тоже в архиве нашей студии. Но его «Лоцманское селение» - это художественная проза, серьезной научной работы по этой теме была еще впереди.

Наталья Ивановна Марухина рассказала об истории лоцманской профессии в нашей стране. Вообще-то люди, которые проводят корабли по сложным местам, были нужны всегда. Были они в Новгороде, были и в Архангельске – и один очень известный эпизод петровского времени лег в основу романа Германа «Россия молодая» и одноименного фильма. Это когда тамшний лоцман Иван Рябов вывел шведские корабли по устью Северной Двины прямо под пушки крепости.

На Южном берегу Финского залива лоцманы поселились во второй половине девятнадцатого века. Залив у нас мелководный, чтобы кораблям попасть в Петербург, нужно хорошее знать эти места – как и многое другое. 

История Лоцманского селения началась с момента, когда пригласили на службу финских лоцманов – Великое княжество Финляндское тогда входило в состав Российской империи, но обладало очень большими правами автономии. На создание и обустройство селения были выделены деньги. Необходима была земля – поначалу предполагалось построить поселок в Большой Ижоре, где был более удобный выход в море, но там земля была очень дорогой. В конце концов купили участок у Дворцового ведомства на окраине мызы Лебяжьей.

И построили селение – самое благоустроенное на Южном берегу. Одинаковые домики для тех, кто сейчас находится на службе, и их семей. Дома для тех, кто уже не может выходить в море – прежнюю квартиру лоцман должен был передать своему сыну, профессия эта была наследственной. Каждый финский лоцман должен был обучить своему делу двух русских мальчиков.

Были в Лоцманском селении школа – мальчиков учили морскому делу с десяти лет. Учили и девочек – жена лоцмана должна была быть  грамотной, уметь вести хозяйство, учили и швейному делу. Лоцман должен был знать иностранные языки – каждый говорил на пяти-шести.

Селение, по воспоминаниям современников, было очень благоустроенным и красивым. У лоцманов был даже свой садовник – около каждого дома был палисадник с цветами, была и липовая аллея – сейчас от нее мало что осталось, но все-таки она есть. Было и Лоцманское собрание – второй этаж школы занимал актовый зал. Здание это сохранилось и по сей день, и как раз оно – в неплохом состоянии, и в какой-то степени сохранило свои функции. Принадлежит оно церкви, но в конференц-зале постоянно проводятся лекции и концерты для всех желающих.

Лоцманское сообщество заботилось о тех, кто уже не мог выполнять свои обязанности, и об их вдовах и детях. Професся опасная, каждый год для кого-то выход в море оканчивался трагически. Чаще всего причиной смерти было воспаление легких, которое тогда еще не умели лечить. Но вдове платили пенсию, пока она не выйдет снова замуж, детей бесплатно учили. Было и лоцманское кладбище – оно есть и сейчас, но настолько заброшенное, что даже имена прочитать невозможно, где они, конечно, остались…

Люди, способные провести корабль через все ловушки Финского залива, нужны всегда. После революции лоцманская служба существовала, хотя, конечно, тогда очень многое менялось.

Особую роль сыграли лоцманы в годы Великой Отеественной войны. Именно они проводили караваны по льду. На работу выходили только ночью, проходили трассу пешком – и до Котлина и дальше в Лисий Нос, и по трассе от Шепелевского маяка на Сескар и Лавенсаари. И это – еще одна вновь открытая страница отечественной истории.

Для того, чтобы эта страница открылась, очень много сделали потомки лоцманов – у них есть своя ассоциация. Начиналось все с семейных архивов, теперь вот попало в книги и  на конференции.

А вот судьба самого Лоцманского селения пока непонятна. Оно есть, на повороте даже указатель стоит. Только вот домики постепенно ветшают Охранный статус селение получило совсем недавно. Район выглядит, прямо скажем, неважно. От былого благоустройства почти ничего не осталось, практически нет фонарей – а ведь в начале прошлого века освещение здесь было очень хорошим. И колодец остался всего один – на берегу залива, только вот питьевую воду оттуда больше не берут.

А ведь Лоцманское селение с его богатой и интересной историей могло бы стать одним из пунктов насыщенного туристического маршрута ил Ломоносова в Сосновый Бор. Но перспективы пока непонятны.

Анастасия СЕМЕНОВА

 

Рекомендуемые новости