Сосновый Бор Среда, 24 Апреля 2024

В память о Таллиннском переходе

В память о Таллиннском переходе

В память о Таллиннском переходе

28 августа на форте «Красная Горка» открылся памятник участникам Таллиннского перехода. Стелу с корабельным винтом установили на мемориале – там, где похоронены матросы с трех эсминцев - участники кронштадтских событий 1921 года, защитники Ораниенбаумского плацдарма.

Таллиннский переход – одна из самых героических и трагических страниц  Великой Отечественной войны. После присоединения Эстонии к Советскому Союзу Таллинн стал основной советской военно-морской базой на Балтике. Но летом 1941 года советские войска удержать его не смогли. О причинах неудач первых месяцев войны историки рассуждают по сей день – и будут спорить еще долго. По мере открытия архивов выясняется, что многие мифы, бытовавшие в послевоенные годы и позже, оказались именно мифами. И все больше историков склоняются к мнению, что человеческий фактор играл несколько большую роль, чем казалось раньше. Человеческий фактор – явление неоднозначное. Это и беспримерный героизм, и самое настоящее головотяпство со стороны руководства. Но это мы видим сейчас, спустя восемь десятилетий, когда из участников тех событий уже и в живых-то почти никого не осталось. Мы знаем, как надо было себя вести – но совершенно не представляем, как вели бы себя сами в той ситуации.

Наша задача – максимально сохранить память о тех событиях.

Именно этим занимаются участники военно-исторического общества «Форт Красная Горка» и сотрудники теперь уже двух находящихся здесь музеев – Народного музея форта и Краеведческого музея. Именно они и стали инициаторами установки памятника. Идея эта возникла два с половиной года назад, и именно об этом рассказал руководитель ВИО «Форт Красная Горка» Александр Иванович Сенотрусов.

Несколько лет назад в Финском заливе недалеко от Шепелевского маяка был обнаружен корабль «Ижорец» - тоже участник Таллинского прорыва. Он шел последним, шестьдесят вторым. Караван нещадно бомбили, и судам не всегда удавалось выйти из-под бомбежки. «Ижорцу» не удалось. Он затонул уже почти дома, в одиннадцати километрах от «Красной Горки» - форта, который относится уже к Кронштадтской крепости.

Много лет после войны затонувшими кораблями всерьез никто не занимался. Балтика начала постепенно раскрывать свои тайны лишь в начале нового тысячелетия. Вот тогда и оказались на берегу многие корабли разных стран и эпох – одни со сказочными сокровищами в трюмах, другие – почти полностью разоренные и разорванные, но все еще способные рассказать о своей судьбе и о своей команде.

По странному и трагическому стечению обстоятельств «Ижорец» погиб недалеко от того места, куда в 1919 году вынесло на берег спасшихся членов экипажей трех эсминцев… Да и от самой катастрофы времен Гражданской войны это тоже совсем недалеко.

Несмотря на то, что «Ижорец» погиб в результате бомбежки и почти восемьдесят лет пролежал на дне, там было что исследовать. Этим занялись профессиональные водолазы два с половиной года назад.

«Ижорец» изначально не был военным кораблем. Это был портовый буксир, который построили еще до войны. Но в те годы даже самые мирные корабли участвовали в боевых действиях – достаточно вспомнить хотя бы легендарный «Старый большевик», самый что ни на есть мирный лесовоз, которому в Мурманском порту салютовали английские военные корабли…

«Ижорец» переделали в тральщик. Шел он медленно.

Как рассказал Александр Сенотрусов, от «Ижорца» осталось немного. Груда искореженного металла и много гильз от 45-миллиметровых зенитных орудий – свидетельства того, что команда пыталась отстоять свой корабль до последнего.

Водолазы нашли и подняли винт. И теперь он занял свое заслуженное место на мемориале.

Митинг собрал множество друзей форта – а их становится все больше.Глава администрации Ломоносовского района Виктор Иванов напомнил о значении Таллиннского перехода – и о том, что делается в районе для того, чтобы увековечить память участников военных событий. Над мемориалом взяла  шефство 5-я зенитно-ракетная бригада. И это – еще один хороший знак. Дело в том, что вплоть до 80-х годов на форте постоянно находились военные. Соответственно, поддерживался порядок – в том числе и на мемориале. За воинскими захоронениями тщательно ухаживали, здесь проводились воинские ритуалы.В 90-е форт оказался брошен. И если бы не энтузиасты, пришел бы в полное запустение – даже, скорее всего, перестал бы существовать. Потому что здесь собирался поселиться весьма высокопоставленный чиновник, облюбовавший это место под свою дачку. Тогдашнее областное руководство пошло ему навстречу. Мемориал никого не «зацепил». Именно тогда начался активный этап защиты форта – непрерывная борьба, длящаяся по сей день. Удалось отстоять место от застройки, орудия – от вывоза, мемориал – от разграбления. Теперь шефы-ракетчики участвуют в возложении цветов и принимают присягу у новобранцев.

А еще у форта есть друзья, которые делают самую тяжелую работу. Никакого финансирования не было и нет. Однако орудия содержатся в порядке, уборка на мемориале стала регулярной, музеи пополняются, а некоторые господа, видящие во всем исключительно выгоду – удивляются: как так? А вот так. Потому что это – интересно и нужно многим. И действительно важно для страны и сохранения ее исторической памяти.

Об этом говорил ректор Ленинградского университета им. А.С. Пушкина Станислав Еремеев. Студенты здесь работают все лето. Только те, кто хочет. Но их много, и с каждым годом становится все больше.  Как и ребят из Молодежного движения Общероссийского народного фронта.

И вот он, памятник – две волны, устремившиеся к Кронштадту, и на их фоне – корабельный винт.

Наша справка.Мемориал на форте начал складываться в 1919 году. Когда здесь хоронили моряков с «Гавриила», «Константина» и «Свободы», о мемориале, конечно, никто и не думал. Тогда еще вообще было непонятно, кончится ли когда-нибудь Гражданская война, и если кончится, то чем. Но двести пятьдесят моряков обрели вечный покой именно здесь.  После этого было еще много событий. А в Великую Отечественную войну форт стал главной опорной точкой Ораниенбаумского плацдарма. И выстоял. Если бы не это – фашистские войска легко взяли бы Кронштадт, потому что его форты морально устарели еще в Первую мировую. Но плацдарм сыграл свою историческую роль – и его 80-летие мы будем отмечать через несколько дней.

Ирина ПОЛЯКОВА 

Рекомендуемые новости