Сосновый Бор Четверг, 25 Апреля 2024

Море раскрывает военные тайны

Море раскрывает военные тайны

Не теряется интерес

Сейчас об истории Таллинского прорыва известно немало – в том числе и благодаря нашему земляку Игорю Григорьевичу Алепко, автору нескольких книг о Балтийском флоте.

Таллинский прорыв – одна из самых героических и в то же время трагических страниц истории Великой Отечественной войны. Долгие годы говорить о нем было не принято – в том числе и потому, что Балтийское море не торопилось раскрывать свои тайны.

В настоящее время благодаря усилиям потомков тех, кто когда-то совершил этот фантастический переход флота из Таллина в Кронштадт, и поисковиков, стало известно многое. Есть целое сообщество военных историков, которое занимается изучением этого перехода, восстанавливает имена и биографии его участников, пишет книги об этом эпизоде, участники которого сыграли заметную роль в обороне Ленинграда и островов в последующие месяцы.

Энтузиасты каждый год приезжает к мемориалам. Организует поездки Мария Инге-Вечтомова – внучка участника Таллинского прорыва, поэта Юрия Инге, чье имя носит библиотека в Стрельне.

И в каждой поездке участвуют представители Соснового Бора – те, кому особенно интересна эта тема. Так было и на этот раз.

 

Всего один эпизод…

С того времени прошел уже 81 год. Давайте попробуем представить себе тот тяжелый год, за несколько недель до начала блокады.

Главной базой Балтийского флота в начале войны был Таллин. Там находились основные силы и материальные ресурсы.

Город обороняют. Но это пока еще – начальный период войны, который складывался для советских войск в целом неудачно. И некоторые военачальники понимали, что столицу Эстонии, совсем недавно присоединившейся к Советскому Союзу, удержать вряд ли удастся. Поэтому и поднимался вопрос об эвакуации флота – и не один раз. Но руководство страны с этим не торопилось.

Уже была перерезана железная дорога Ленинград - Таллин, уже немецкие войска вышли к заливу, ожесточенные бои шли в районе самого Таллина. И только тогда был получен приказ сниматься с якорей и идти в Кронштадт.

Естественно, противнику было важно не пустить эти 225 кораблей, среди которых были и военные, и транспортные, к Ленинграду. К тому же на море бушевал довольно сильный шторм.  До Кронштадта дошли чуть больше полутора сотен судов. Судьбы многих из тех, кто не вернулся из этого похода, долгие годы оставалась неизвестной. Но есть архивы и есть поисковики, и они уже сделали очень много, чтобы наши современники и те, кто будет жить после нас, знали и помнили об этом эпизоде.

Это был тяжелейший поход даже для первого этапа Великой Отечественной войны. Но для исследователей и тех, кто хотел бы выяснить всю правду о своих близких, из этого похода не вернувшихся, ситуация оказалась не лучше. Морская блокада Ленинграда закончилась позже сухопутной, когда убрали минные поля – но еще долгие годы даже отдыхающие на берегу находили военные «подарки». А на дне моря и на островах этого «добра» было столько, что почти до начала нового тысячелетия при подводных исследованиях и на островах, где нашли свой последний приют многие участники прорыва, работать и просто находиться было опасно. К тому же на многих островах оставались военные объекты.

 

Энтузиазм и поиск дают результаты

С военными архивами тоже все было непросто, поэтому исследования велись эпизодически.

Систематические исследования начал Василий Николаевич Проворов и общественная организация «Память Балтики». Василий Николаевич и его соратники поднимали архивы, по архивным данным искали места, где остались лежать на дне затонувшие во время Таллиннского перехода корабли. Проворов же сумел организовать и подводные исследования. И это помогло многим людям найти информацию о своих близких – а ее искали годами и десятилетиями.

Архивные поиски продолжает сосновоборский историк и краевед Игорь Григорьевич Алепко – непременный участник всех проектов, посвященных памяти балтийцев.

Кстати, в свое время в Сосновом Бору зародился еще один интересный проект – группа наших горожан восстанавливает воинские мемориалы на островах Финского залива. Начал это дело Александр Константинович Кириленко – его, как и Проворова, уже с нами нет, но проект продолжается, и нынешним летом группа сосновоборцев отремонтировала некоторые установленные по его инициативе памятники на захоронениях, где покоятся участники Таллиннского перехода. И этот проект будет продолжаться. Кстати сказать, эта идея породила новые – к примеру, уже состоялась выставка в Сосновоборском городском музее, где рассказывалось и о Таллиннском переходе, и о событиях на островах, и о самих исследованиях и реставрациях.

Вся информация стекается в организацию, которая так и называется «Память Таллиннского прорыва». Не оставляет эту тему без внимания и Морской совет Санкт-Петербурга. Все тайны войны должны быть раскрыты!

 

Память Таллиннского прорыва

В минувшее воскресенье состоялась очередная торжественная церемония, посвященная памяти участников Таллиннского прорыва.

Началась она на Якорной площади в Кронштадте, возле знаменитой «красной стены», которая с недавних пор стала фактически частью парка «Патриот» - во всяком случае, экскурсии по парку начинаются именно там, а табличка, посвященная Таллиннскому переходу, в этом ряду стоит одной из первых.

И в этот день возле стены выстроились военные моряки – в основном еще молодые люди, которые готовы защищать свою страну – и дай Бог, чтобы им никогда не пришлось применять свои знания и умения на практике. Тут же и юнармейцы, у которых действительная служба в армии еще впереди. И те, кто ищет сведения о своих близких, и те, кто хочет сохранить память об этом очень тяжелом эпизоде – тоже здесь, и они приветствуют Василия Павловича Джуржу, участника той сложной и героической военно-морской операции. Ему 101 год. С ним рядом – Татьяна Петровна, его жена, внучка одного из участников перехода, пропавшего без вести тогда, 81 год назад. Море не все свои тайны отдало. Архивы – тоже. Но, может быть, на дне все же есть столь нужная этой семье информация – и кто-то из исследователей ее найдет? Верим, что это обязательно произойдет!

Здесь же – дети и внуки участников легендарного события, они тоже уже не юны. Савва Филиппович, Александр Лупанов, Мария Инге-Вечтомова – именно благодаря ее работе и удалось собрать вместе всех потомков. Среди гостей представители Соснового Бора – Игорь Алепко, Юрий Иваненко, Ирина Кириленко, Ирина Маркова – каждый по-своему причастный к историческому прошлому нашего края, к поисковой и военно-патриотической работе.

В эти дни в честь участников Таллиннского перехода прогремел полуденный выстрел с Петропавловской крепости, состоялся марш памяти на эскадренном миноносце «Беспокойный» и многое другое. В это же время на форте «Красная Горка» самые обычные люди, приехавшие на форт отдохнуть, подходили с цветами к установленному год назад памятнику участникам Таллиннского перехода…

Память не стереть. И об этом в свое время сказал поэт Юрий Инге, которому, увы, не дано было состариться и убедиться, что потомки сохранят память о подвиге балтийских моряков-героев:

«Года пролетят, мы состаримся с ними,

Но слава балтийцев – она на века.

И счастлив я тем, что прочтут мое имя

Средь выцветших строк Боевого листка».

Анастасия СЕМЕНОВА

Рекомендуемые новости