Сосновый Бор Пятница, 29 Марта 2024

Копанское царство

Копанское царство

О Копанском озере знают все сосновоборцы. В историю города это название вошло в конце 70-х, когда на берегу озера обосновался спортивный лагерь «Юность». Еще популярнее место стало после строительства детского оздоровительного комплекса «Салют».

Но история озера, которое по-фински называется Каппенярви, гораздо древнее и разнообразнее. Здесь происходило множество событий. Хотя самую важную роль в жизни тех, кто с древнейших времен населял эти места, всегда играли чистая озерная вода и великолепная рыбалка.

 

Мы едем, едем, едем

Высокие сосны, уютные песчаные берега, чистейшая вода – все это и делает озеро Копанское таким привлекательным для путешественников. Добраться туда нетрудно, даже если нет собственного автомобиля. Можно, например, на станции Калище утречком сесть на кингисеппский автобус – он отправляется в 8.20 и довезет прямо до места – во всяком случае, до отворотки, возле которой стоит указатель «Копанское». Есть и вечерний автобус, в 19.30. С автобусом этим, правда, регулярно происходят чудеса, но есть и другой вариант – на 677 без буквы «а» до поворота на Урмизно, а там пешком. Сосновоборцы же, которые едут отдыхать на популярную базу здоровья, или те, кто там работает, пользуются специальными автобусами – но для этого надо знать время и маршрут, потому что чаще всего эти автобусы без опознавательных знаков.

На машине – совсем просто. По Копорскому шоссе, мимо ЛАЭС и дальше по прямой. Мимо точно не проедете.

 

Древняя земля

Много столетий озеро жило самой обычной естественной жизнью. Жители расположенных окрест деревень ловили рыбу, собирали грибы и ягоды и делали все то, что должны делать сельские жители – деревянную утварь, инструменты, посуду…

Посуда, впрочем, оказалась уникальной. Уже в начале нынешнего века художники решили восстановить древнее ремесло, но возникла одна загвоздка – глины-то все разные, и из какой именно делалась ижораская посуда, определить удалось не сразу. Но в конце концов выяснилось, что глина нужного качества есть неподалеку от деревни Большое Стремление – в Нежновском сельском поселении, недалеко от Копанского.

И сейчас старинный промысел восстановили. Несколько лет назад в деревне Вистино появился Центр ижорской керамики, так что копанская глина пригодится еще многим мастерам.

Есть легенда, что по берегам озера любил бродить Орест Кипренский. А почему бы и нет? Детские годы великий художник провел на мызе Нежново. Это, конечно, не на берегу, однако ж деревенские детишки забредали порой на приличные расстояния, так что все вероятно.

 

Цивилизация добралась

Так бы и лежало себе озеро в ингерманландских лесах, но наступил двадцатый век, и тут уж никому покоя не стало. Люди и всегда-то стремились что-нибудь отобрать друг у друга не совсем мирным путем, а тут еще и новые виды оружия появились.

Прогресс не обошел стороной и тихий уголок Ямбургского уезда. На красивом песчаном берегу в начале века появилась пристрелочная станция – здесь испытывали торпеды. И построили эту станцию еще до Первой мировой войны, а точнее, в 1908 году. Следы видны и по сей день – правда, если знаешь, куда смотреть и что искать. Находятся они под водой.

Идея строительства пристрелочной станции родилась, потому что появились торпеды. Уже в 1903 году была создана комиссия, которая и должна была выбрать места для экспериментов с торпедным оружием. Идеи высказывались самые разные. Предлагалось построить станцию в Кронштадте, в Сестрорецке, в Выборгском заливе, даже на Шуваловских озерах.

Копанское оказалось наиболее подходящим по той простой причине, что имело сильно вытянутую с севера на юг форму и приличную глубину, в отдельных местах достигающую двадцати четырех метров. Кроме того, в озере была очень прозрачная вода, что значительно облегчало исследования.

Но надо было решить земельный вопрос – территория была частью владений герцога Мекленбург-Стрелицкого, того самого, кому принадлежал в то время Большой дворец в Ораниенбауме и чудесный особнячок в Петергофе рядом с фонтанами, где в советское время всегда почему-то находился гастроном. Впрочем, вопрос решился довольно легко.

Пристрелочную станцию строил Обуховский завод. Это было деревянное здание на сваях. К нему прилагалась электростанция (в каменном строении). В комплектацию электростанции входили паровой котел и динамо-машина. Торпеды предполагалось перевозить на специальной вагонетке. Кроме того, персонал должен был где-то жить, так что строились и жилые дома. Построили станцию за полгода. В августе 1908 здесь уже испытывали первые торпеды.

Было два варианта доставки торпед. Сначала их транспортировали морем, на специально оборудованном для этой цели миноносце «Взрыв». Потом – везли по подвесной электрической дороге или по железной дороге. Но с первого раза запустить дорогу не получилось, поэтому торпеды пришлось сбросить в воду, отбуксировать и вручную катить по земле. Это несколько оттянуло сроки приемки.

Станцию сдали в эксплуатацию в 1910 году, после того, как были устранены все замечания, сделанные новой приемной комиссией Морского министерства. И было особо отмечено, что озеро надо всеми силами оберегать от загрязнений и ни в коем случае не спускать в воду жидкие нечистоты.

Была проложена железная дорога (сейчас она в основном разобрана, но кое-где сохранились следы), а также телефонная линия до Ораниенбаума. Начались испытания, во время которых выверялись параметры движения – и практически все русские военные корабли получили торпеды, которые проверяли и обкатывали именно здесь.

 

Под грифом «секретно»

Копанское активно использовали и при советской власти. Пристрелочная станция никуда не делась, но по соседству поселилась эскадрилья гидросамолетов типа МБР-2. В Пейпии базировались торпедные катера. В этом же военном городке жили и специалисты засекреченного научно-исследовательского бюро, которое называлось Осттехбюро. Если бы кто-нибудь в тридцатые годы туда заглянул, он решил бы, что попал в фантастический мир. Здесь испытывали самое разное флотские снаряжение, а также глубинные бомбы. Испытывали и торпедные катера с радиоуправлением – боевого применения они не получили, потому что управление оказалось чересчур сложным. Но это были первые беспилотники!

А суда на воздушной подушке? Они тоже родом с Копанского – здесь из сделали на четверть века раньше, чем на Западе.

 

58-я эскадрилья

Военная история Копанского испытаниями нового оружия не закончилась. В самом начале Великой Отечественной войны здешний авиаотряд был преобразован. Он стал 58-й эскадрильей 15 разведывательного полка ВМФ. И в обороне Ленинграда есть вклад этих летчиков – и немалый.

Оставили они и такое свидетельство, которое позднее позволило историкам и краеведам восстановить картины событий тех дней. Например, журнал боевых действий над Балтикой.

Кингисеппский район был оккупирован в начале войны. По военным объектам фашисты наносили постоянные удары. Они стремились уничтожить аэродром, и в последний день августа 1941 года авиаотряд перебазировался в Гора-Валдай. Научная база была уничтожена. Особая группа взорвала все сооружения, находившиеся на Копанском.

 

Детские истории

Новая жизнь на берегах Копанского началась, когда здесь появились юные спортсмены. Собственно, и не только спортсмены – несколько раз «хоровые смены» в лагере «Юность» проводила детская хоровая студия «Балтика», еще не превратившаяся в школу.

Руководил лагерем Дмитрий Васильевич Самура – к сожалению, уже ушедший (память об этом замечательном человеке увековечена мемориальной доской у входа в Детско-юношескую спортивную школу). Самура собрал множество материалов по истории этих мест и с самых первых дней существования лагеря хотел создать свой музей.

Жизнь в лагере легкой не была. Юные спортсмены должны были быть закаленными и выносливыми – вот и жили в условиях, при одном упоминании о которых у современных родителей волосы встанут дыбом. Жили в палатках или деревянных домиках, которые, естественно, не отапливались даже в июне, который в наших краях почему-то всегда холодный и дождливый. Но приезжали сюда юные спортсмены и из Ленинграда, и из Эстонии. Лагерь вроде бы сезонный – а были тут и зал единоборств, и гимнастический, и даже бассейн.

У спортсменов программа была своя, у музыкантов – своя. И все друг другу завидовали! Как вспоминали гимнастки, у них были обязательными дисктотека и ежедневное купание в озере, даже когда было не жарко. Музыкантов на дискотеку никто не гнал, а купаться порой не пускали.

 

Новый дом

Идея строительства «Салюта», говорят, принадлежала министру Среднего машиностроения Славскому. Может, и правда так, а может, легенда – сейчас уже не важно.

Начали его строить в конце 70-х, а первых отдыхающих новый лагерь, который стал называться «Салют», принял в 1983 году. Путевки получили 240 пионеров, которые жили уже не в войсковых палатках, а в современном корпусе. Впрочем, «Юность» тоже никуда не делась, образовался единый комплекс.

Пионерская жизнь тех лет – это линейки, занятия в кружках, экскурсии, соревнования, жизнь на берегу озера вдалеке от родителей, которые приезжали навестить своих детей раз в смену. Были профильные смены – например, красных следопытов, позже юных журналистов (по инициативе «ТЕРА-студии), КВНщиков (в 90-е в городе начали играть с подачи отдела по делам молодежи).

Появился и музей, о котором мечтал Дмитрий Самура.

 

Взрослая жизнь детского лагеря

Как пионерский лагерь «Салют» работал в основном летом. Но не пустовал он и зимой – это была база отдыха. И хотя она принадлежала Ленинградской атомной станции, отдыхать здесь могли все горожане. Путевка на выходные стоила 8 рублей 50 копеек.

На Копанском не только отдыхали, но и проводили всевозможные творческие встречи. К примеру, несколько раз проходили «Творческие мастерские клубов самодеятельной песни», на которые сосновоборская «Ингрия» собирала поющий народ из городов Прибалтики и Северо-Запада. Несколько конвентов провел клуб любителей фантастики «Фантор» - и поговаривают даже, что у Стругацких эта база фигурирует в нескольких произведениях. Словом, жизнь здесь кипела, и происходили события, которым уже нашлось достойное место в истории Соснового Бора.

 

Рыбалка – тоже история

В последние годы база отдыха целиком отдана взрослым. Конечно, и сейчас пишется ее история – например, краеведы будущего непременно заинтересуются вопросом, где обитали резервные смены Ленинградской атомной станции во время пандемии. Но сейчас об этом как-то даже говорить не хочется.

А хочется вспомнить о других событиях, которые, увы, тоже уходят в историю – будем надеяться, что не навсегда. Больше десяти лет здесь проводилась «Сосновоборская зимняя рыбалка». Как и любой проект, который держится на энтузиазме лидера, этот приостановил свое существование с безвременным уходом Александра Константиновича Кириленко – инициатора и бессменного организатора соревнований. Но вполне возможно, что найдется и другой энтузиаст, который продолжит эту традицию. Ведь рыбалка – самое что ни на есть историческое занятие для здешних мест - тут и реконструкция никакая не нужна, бери снасти – и вперед, чтобы потом закусить на берегу отличной ухой, которую на берегах Копанского готовили испокон веков, а свежую копчушку запить с лета запасенным кипрейным чаем, благо берега Копанского утопают в Иван-чае...

Ирина ПОЛЯКОВА

 

 

Рекомендуемые новости