Сейчас уже трудно себе представить, что каких-то полвека назад в Сосновом Бору не праздновали Рождество. Его вообще официально не отмечали – религиозные праздники не то, чтобы запрещались, но считались неофициальными. Главным декабрьско-янврарским событием был Новый год, и к нему начинали готовиться загодя.
«Не трогай, это на Новый год!»
Сейчас человеку не приходится особенно задумываться, где взять продукты, подарки, елочные украшения. Можно прийти в любой гипермаркет даже 31 декабря – и сразу все купить. Пятьдесят лет назад все было иначе. Продуктами и спиртным запасались загодя – в нужное время всего этого могло в продаже и не оказаться. Периодически что-нибудь пропадало с прилавков. То шампанского нет, то шпроты отсутствуют. Поэтому первый девиз – не зевай. Попалось в магазине – купи. Есть возможность привезти откуда-то – привези. Пусть стоит, оно пить-есть не просит.
Очень многое делали сами. Соленые и маринованные помидоры, огурцы, грибы и многое другое занимали почетное место на праздничном столе. Особенно после того, как у сосновоборцев появились свои огороды.
Участки, конечно, были и в 60-е, и даже раньше – но в основном в деревнях, которые постепенно превращались в городские кварталы. Участки были и у жителей Временного поселке – там, где сейчас стадион и Волейбольный центр. А некоторые жители Ленинской сажали на своих газончиках не только цветы, но и не особенно требовательные к уходу овощи. Но «дачный бум» начался в 80-е – с участков в Старом Калище – никакого товарищества там в ту пору, конечно же, не было, огородники занимали свои сотки, что называется, на птичьих правах. Но имели великолепную возможность разнообразить праздничный, в том числе новогодний, стол. Кстати, не только разносолами – настойки и наливки, сделанные своими руками из собственного урожая, приобрели тогда немыслимую популярность.
Где взять?
Традиционными на новогоднем столе были шпроты и икра – красная и черная. В 60-е особых проблем с этим не было. Красная икра продавалась на развес и стоила 8 рублей килограмм. Черную достать было не намного сложнее, но стоила она намного дороже. В конце 60-х цены резко выросли, да и сама развесная икра с прилавков исчезла. Иногда ее «выбрасывали» - это слово в те годы значило «появилось в магазине».
В 70-80-е в Сосновом Бору практиковалась система заказов. Выглядело это так. Были специальные магазины – один из них находился на Солнечной, там, где сейчас «Панацея», второй – на Ленинградской, напротив Северного управления строительства. Там составлялись либо готовые наборы, либо перечень продуктов, когда к чему-то дефицитному, вроде бутылки шампанского или банки шпрот, добавлялись продукты не столь популярные (например, протертая клюква в поллитровых банках, чем уж никак в наших краях никого не удивишь). Но все, конечно, тоже шли в дело. Утром заказываешь, оплачиваешь, вечером или на следующий день тебе все это привозят. Подобные наборы можно было купить и в самом магазине. Или заказать на определенный день – например, на свадьбу или юбилей (по таким случаям ассортимент был шире).
Спиртное поначалу продавали во всех магазинах – были специальные «ручные» отделы. В «Балтике», в «Сосновом Бору», в других магазинах. График работы периодически менялся – то с 11 до 19, то с 14 до 19. Позже появились специализированные магазины. Тот, что располагался в доме 54 по проспекту Героев, народ тут же прозвал «БАМ» - Большой Алкогольный Магазин. Был небольшой магазинчик на Комсомольской, рядом с «Балтикой» - соответственно, получил название «Прибалтика». А в конце 80-х открылся магазин «Юбилейный» в 10 микрорайоне, туда же переехал и алкогольный магазин, тут же получив неофициальное название «Тында». Дань сосновобороской традиции называть магазины в честь городов.
Бусы повесили, встали в хоровод
Какой праздник без елочки? И без игрушек? Полвека назад искусственные елки уже были, но популярностью не пользовались. Стоили они довольно дорого, а вид у них был не очень — буквально зеленый ершик для мытья посуды... Так что елки в сосновоборских домах, садиках и школах были почти исключительно натуральными. Их либо покупали на елочных базарах, которые располагались около всех крупных магазинов, либо срубали по разрешению лесничества. Эта система действует и поныне – елочных базаров стало меньше, а вот представитель лесничества каждый год несколько дней дежурит в мэрии и выдает порубочные талоны.
Незадолго до Нового года начиналась торговля елочными игрушками. Продавали их далеко не во всех магазинах – например, никому бы в голову не пришло отправляться за шариками и фонариками в продуктовый. Только в промтоварные, да и то не в любые. Туда, где в обычное время торгуют обычными игрушками.
Несмотря на то, что в 60-е в магазинах был большой выбор стеклянных игрушек, елочные украшения делали и сами. Занимались этим воспитанники детских садов и школьники. Бумажные фонарики, флажки, фигурки зверей. Делали игрушки и из ваты, и из ткани – словом, из всего, что есть под рукой. Фантазия предела не знала, и все это прекрасно смотрелось на школьной или детсадовской елке.
Некоторые материалы, которые тогда были самым обычным явлением, сейчас просто-напросто запрещены. Нельзя делать игрушки из ваты, костюмы из марли, запрещены самодельные гирлянды и многое другое. Да и стеклянные игрушки не приветствуются – их вдруг стали считать опасными…
Стеклянные игрушки, конечно, регулярно бились. Но даже осколки шли в дело – можно было использовать их в качестве блесток для костюма или школьной праздничной стенгазеты. Почему-то никто особенно не боялся, что дети порежутся или проглотят что-нибудь этакое.
Флажки являли собой самые обычные прямоугольники из цветной бумаги. Они обычно делались двухсторонними, а нитка пропускалась между слоями бумаги. Флажки украшали аппликацией – на них могли быть фигурки животных, цветы, снежинки, да вообще все, на что хватит фантазии. Из бумаги делали и всевозможные цепочки – с разноцветными кольцами. Можно было всем классом сделать длиннющую цепочку, чтобы несколько раз обмотать елку в школьном зале.
А уж сколько существовало способов изготовления бумажных фанариков – сказать трудно. Много. На каждом делалась бумажная петелька, за нее и вешали фонарик на ветку. И не только на ветку, но и на лампочку – пожарные не особенно обращали на это внимание, хотя это было не настолько безопасно, как может показаться.
С гирляндами дело обстояло вообще интересно. Их, конечно, делали. Но это были совсем не такие гирлянды, как сейчас. Были специальные елочные гирлянды – в виде фонариков или свечечек. В домах обычно их и вешали. А вот с большой елкой было все сложнее. И довольно часто гирлянды были самодельными – из обычных лампочек, хотя и покрашенных в разные цвета. Хлопот с такой гирляндой было немало. Стоило перегореть одной лампочке или порваться где-нибудь поводу – гасли все, и электрику приходилось тщательно все проверять тестером.
Куда пойти на Новый Год?
Помните фильм «Карнавальная ночь»? Там происходит то, что сейчас назвали бы корпоративом. Разница лишь в том, что люди не просто отмечают Новый Год в офисе – они его встречают в клубе. И это – примета времени.
В Сосновом Бору тоже так было. А как иначе, если в городе много общежитий, а средний возраст составляет то 27 лет, то 30? Встречали Новый Год и в клубе на Временном поселке, и позднее во Дворце культуры «Строитель», и в кафе – «Дружба», «Бригантина», «Романтика», в рабочих столовых… Концертные программы проходили именно там – и зачастую готовили их сами участники вечеринки.
Уличные организованные «массовые мероприятия» в те годы не были приняты. Все, что происходило на улице, делалось стихийно. Елки, конечно, ставили – на Комсомольской, позднее – у «Ленинграда», на «Филатовой пустоши» – там теперь находится «Галактика», так что постепенный перенос разных городских мероприятий на площадь у этого торгового центра вполне можно считать продолжением старой традиции.
Горожане собирались сами – кто с гармошкой, а кто даже и с переносным магнитофоном на батарейках – немыслимая роскошь! Было весело и без фейерверка.
Обычай запускать в новогоднюю ночь фейерверки появился в 90-е. Появились организации, способные организовать процесс, да и сама пиротехника стала более доступной. До этого жгли бенгальские свечи — и их холодного огня вполне хватало, чтоб сделать веселье зажигательным!
Вспоминая о Рождестве
А что, в советское время вообще Рождество не праздновали? Да праздновали, конечно. Только тихо. В финских деревнях это всегда было в ходу, поэтому 24 декабря в подъездах, в которых жили местные уроженцы, пахло весьма соблазнительно – свежей выпечкой и еще какими-то вкусностями. Закоренелые атеисты начинали печь и жарить на несколько дней позже. И елки все-таки начинали продавать где-то в двадцатых числах, так что можно было успеть. А городской праздник лютеранского Рождества проходил в начале нулевых.
На православное Рождество сил обычно уже не хватало (тем более, впереди ждал еще «старый Новый год»). Кроме того, во-первых, это почти всегда был рабочий день. Во-вторых, к этому моменту обычно уже кончались и деньги, и спиртное. Но сторонники старинных обычаев пекли пироги и гадали…
В конце 80-х в Сосновом Бору появился православный приход. Добились его появления участники философского клуба «Мировоззрение». Это было время, когда единая идеология начала трещать по швам и уже можно было относительно свободно высказывать свои мысли, не опасаясь неприятностей. Прихожане и стали инициаторами возвращения религиозных праздников. Сначала – в Ручьях, потом – на Временном поселке, а в начале нулевых уже и собор начали строить. Так что теперь ряженые на улицах или праздничный колокольный звон в Сочельник уже никого не удивляют.
Марина ПЕТРОВА




























