Сосновый Бор Среда, 24 Апреля 2024

Три капитана и отважный разведчик

Три капитана и отважный разведчик

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Эта памятная дата появилась в современном календаре совсем недавно – в 2007 году. Однако ее история намного длиннее – именно в этот день в дореволюционной России отмечался День Георгиевских кавалеров. 26 ноября (по старому стилю) 1769 года императрица Екатерина Вторая учредила этот орден, а два с половиной столетия спустя депутаты Государственной Думы его восстановили.  

 

Мирный капитан

В советское время Георгиевский крест был упразднен. Вместо него появились другие награды. Было учреждено звание Героя Советского Союза, а главной солдатской наградой стал Орден Славы. И с историей Соснового Бора тесно связаны биографии нескольких обладателей высокого звания героя и кавалера трех Орденов Славы.

Посмертные судьбы этих людей сложились по-разному – и, наверное, сейчас настало время что-то изменить.

…Иван Иванович Афанасьев был человеком мирным. Родился в Устье, где большинство жителей испокон веков ловили рыбу. Отец будущего капитана тоже занимался этим промыслом, а вот Иван-младший начал свою трудовую биографию на стекольном заводе, потом уехал в Петроград, стал токарем.  В Петроградское пароходство попал после революции – окончил несколько курсов, стал штурманом дальнего плавания, помощником капитана, капитаном. Ходил на разных судах, а в 1940 году стал капитаном теплохода «Старый большевик». И - стал живой легендой.  Именно этому судну, которое было создано, чтобы перевозить лес и подобные грузы, в мае 1942 года в Мурманском порту салютовали британские суда – а уж англичане кое-что понимают в морских сражениях!

Переделанный под нужды военного времени теплоход шел в составе конвоя PQ=16. В караване было еще более трех десятков судов. Везли военную технику, боеприпасы, топливо, продовольствие – в общем, все, что нужно было воюющей стране. Естественно, конвой прорывался с боем – «Старый большевик» в районе острова Медвежий выдержал почти полсотни атак вражеской авиации. Не без последствий - бомба все-таки угодила в носовую часть. Для судна, груженого боеприпасами, это могло стать фатальным.

Но не стало.

Команда тушила пожар, командир конвоя приказывал оставить судно и перейти на английские эсминцы. Афанасьев отказался. Караван ушел своим курсом, а «Старый большевик» продолжал бороться – благо одна зенитка оставалась - и победил.  Самолет сбили, пожар потушили и даже догнали караван.  Тогда на флагманском корабле подняли сигнал «Сделано хорошо», понятный всем морякам, на каких бы языках они ни говорили. И все суда повторили этот сигнал. Афанасьев был представлен не только к званию Героя Советского Союза – за восхитивший союзников поступок он был награжден и высшей британской наградой.

В Устье Иван Иванович побывал в последний раз в 1952 году. Вскоре после этого – скончался на рабочем месте, на капитанском мостике теплохода «Маршал Говоров», во время рейса в Китай. Похоронили его на Серафимовском кладбище в Ленинграде, а в родной деревне назвали улицу его именем.

И вот с этой-то улицей стали несколько десятилетий спустя стали происходить странные вещи. Сначала снесли почти всю деревню, и улицу почти поглотила Ленинградская. Остались лишь несколько старых домов, на одном из которых и висит сейчас табличка, в честь кого она названа. Автоматически название перешло к той части, что соединяет Ленинградскую улицу с той частью улицы Космонавтов, дома на которой сплошь имеют адреса по проспекту Героев. Потом этот проезд получил название Соборного. А новым домам малоэтажной застройки были присвоены адреса по Афанасьева.  Но в целом – мало кто в городе знает, что такая улица у нас сохранилась. Наверное, пора придумать что-нибудь более достойное. В городе появляются все новые парки и скверы, и топонимическая комиссия порой ломает голову, как их назвать. Может, пора уже и И.И. Афанасьеву обзавестись собственным сквером?

 

Предотвратил катастрофу

Владимир Константинович Булыгин тоже совершил свой первый подвиг на Севере. Фактически он и его товарищи спасли Мурманскую область и сопредельные государства от экологической катастрофы.

А родом он был из Перми, из семьи испытателя-оружейника, учился в Ленинградском инженерном военном училище, которое позднее было переформировано и переведено в Баку. На Каспийской флотилии Булыгин и начинал свою службу, которая была связана с радиационной безопасностью.

В 1982 году он был уже капитаном 1 ранга, преподавал в Сосновоборском учебном центре и считался супер квалифицированным специалистом в своей области. Поэтому Булыгину поручили организовать работу, когда в губе Андреева на Кольском полуострове сложилась ситуация, способная вызвать цепную реакцию и привести к экологической катастрофе.

А именно. В хранилище ядерного топлива образовалась течь, ее причиной стал взрыв скального грунта. Необходимо было решить, что делать с радиоактивной водой, равно как следовало разобраться еще кое с какими техническими проблемами, возникшими по ходу дела. Был предложен способ рециркуляции. Установку разработали в Сосновом Бору, в учебном центре подводников, а сделали в Мурманске. Таким образом с ситуацией удалось справиться.

В жизни Булыгина было еще немало подобных моментов. Так, на Дальнем Востоке в хранилище отработанного ядерного топлива случилась еще более массированная утечка, а уровень радиации превышал норму в сотни тысяч раз. И снова помогло грамотное техническое решение. Были в его жизни и ликвидация последствий аварии на «Маяке» в Челябинске-40, и решение «атомных» проблем с подводными лодками, и эсминец «Кит», затопленный вместе с радиоактивным топливом в Ладожском озере. И множество неординарных технических решений, позволивших предотвратить катастрофы или их последствия.

А в городе Владимира Константиновича помнят очень хорошо, хотя прошло уже полтора десятилетия, как его не стало. Помнят старожилы дома №3 по Солнечной, где он жил (там сейчас установлена мемориальная доска). Помнят моряки, с ним служившие или у него учившиеся. А недавно это имя появилось на карте города – его носит сквер на четной стороне Солнечной, между «Галактикой» и улицей Красных Фортов (он еще в стадии благоустройства). И школа №4 тоже носит имя Владимира Константиновича Булыгина

 

В Баренцевом море

Имя третьего капитана тоже связано с Севером. Андрей Владимирович Воскреенский погиб в Баренцевом море несколько лет назад. Вместе с товарищами выполнял свою обычную работу – занимался глубоководными исследованиями.

Родился Воскресенский в Севастополе, там же окончил военно-морское училище, а направили его служить на Северный флот.

В последние два десятилетия Воскресенский служил в Петергофе, в одной из воинских частей, которые занимаются подводными технологиями и исследованиями. В частности, исследованиями континентального шельфа.

Если попытаться объяснить коротко, зачем такие исследования нужны, то получается следующая картина. Арктика сейчас привлекает все большее внимание – очень уж велики там ресурсы. Тут тебе и полезные ископаемые, и пищевые ресурсы, не говоря уже о том, что Северный морской путь еще не скоро потеряет свое экономическое и стратегическое значение. Поэтому и важно знать, кому и что в этом регионе принадлежит. В частности, континентальный шельф. Это – основной показатель, где же в этом регионе проходит российская граница. Собственно, этим подводники и занимались с помощью специальной глубоководной платформы, которая в обиходе именуется «Лошариком». 1 июля 2019 года на платформе вспыхнул пожар. Моряки эвакуировали гражданского специалиста, а сами несколько часов боролись за свое судно. Это стоило им жизни.

Воскресенского многие сосновоборцы помнят очень хорошо. Здесь у него семья и друзья – ведь все, с ним случившееся, произошло недавно. Его именем названа одна из улиц в Петергофе. А в Сосновом Бору это имя присвоено школе №2, и там несколько месяцев назад появился небольшой музей Воскресенского. И сквер его имени тоже есть – по нечетной стороне Солнечной. 

Так уж получилось, что память о герое, наиболее близком нам по времени, повлекла за собой и воспоминания об остальных. Да, имена всех – в Книге Славы, да не все читают эту Книгу. А вот по городским улицам – ходят все. И, глядя на табличку или памятную плиту, любопытный ребенок наверняка спросит – а кто это такой? И полезет искать информацию в Книгу Славы. Вот так это работает.

 

Кавалер трех орденов

Вообще-то на смену Георгиевскому кресту в советское время пришел Орден Славы. Кавалеры трех таких орденов во всем приравнивались к Героям Советского Союза.

Был у нас и Георгиевский кавалер – академик Александров, но сам он старался об этом не вспоминать, так что и мы пока говорить об этом не будем (вообще это тема для отдельного исследования).

А вот полный кавалер ордена Славы Илья Григорьевич Рябиков в городе нашем жил. В детстве о военной службе даже не помышлял. Родители его были обычными крестьянами в Смоленской области, сам он вступил в колхоз. Успел побыть в оккупации, а на фронт его призвали после освобождения Смоленской области. Был он разведчиком-связистом, и именно за свои солдатские подвиги удостоен Орденов Славы – всех трех степеней.

В Сосновый Бор переехал в середине 80-х – здесь к тому времени жили его дети. Жил скромно, хотя в школы его приглашали, чтобы послушать его рассказы.

На доме, где он жил – на Молодежной, 9 – установлена мемориальная доска, такая же, как на улицах Афанасьева и Соколова.

А ведь еще в Сосновом Бору были Герои Социалистического Труда – и нескольким из них установлены мемориальные доски. Остальным – тоже будут. Этот вот момент потянул за собой еще одну мысль – то есть воспоминание еще об одном человеке.

Когда-то в наш город приехал известный скульптор Всеволод Славников. Его пригласили, чтобы сделать портреты Героев Соцтруда. И он их сделал. Но потом начались великие перемены... Много позже часть готовых бюстов попала в Художественный музей, но не все. А может скульптуры лежат у кого-нибудь в мастерских, на чердаках или на складах? Не исключено. История Соснового Бора уже сейчас полна загадок, на которые хорошо бы поискать ответы.

Мария БОРИСЕНКО

Рекомендуемые новости