Сосновый Бор с первых лет своего существования считался местом благоустроенным, а жители его – людьми, ценящими чистоту и порядок. В 70-е годы на многих зданиях можно было видеть табличку «дом образцового содержания и высокой культуры быта». Городом высокой культуры быта называли и сам Сосновый Бор – за чистые улицы, красивые дворы и трепетное отношение к окружающей среде. Величали его также образцовым социалистическим городом – предполагалось, что люди будущего должны быть именно такими, какие оказались в нашем городе, с их современными профессиями и яркими увлечениями.
Однако некоторые бытовые тонкости тех лет современному жителю могут показаться удивительными и даже вызвать возмущение. Вот о них мы и сегодня поговорим.
Самое старое здание
Городу в этом году – пятьдесят. И мало кто задумывается, что точно такую же дату мог бы отметить и первый в Сосновом Бору …общественный туалет. Построили его полвека назад возле станции Калище, и это было серьезным достижением. Можно было бы устроить веселый праздник по этому поводу – существует же Международный день туалетов, так чем мы хуже? Только вот несколько лет назад это историческое здание, за которое не вступился ни один градозащитник, безжалостно снесли – с надеждой создать на станции новый, соответствующий всем современным санитарным требованиям. Ибо было это заведение из тех, о которых в свое время говорил популярный герой Анатолия Папанова – «туалет типа сортир».
В течение ближайшего десятилетия после первенца, построенного Октябрьской железной дорогой, появились и другие подобные заведения – возле магазина «Сосновый Бор», возле «Таллина», за «шашлычкой», за «Москвой». Все они существуют и поныне, так что, если кому хочется поближе узнать о повседневной жизни сосновоборцев в советское время, смело может туда зайти. Разумеется, о платных туалетах в те годы вообще никто не слыхал, они и в Петербурге-то появились во второй половине 80-х.
А как обстояли дела с туалетами вообще? Следует помнить, что время было другое – и строительные нормы ему соответствовали. Это сейчас ни один крупный магазин не сдадут в эксплуатацию без соответствующих помещений, да и не было тогда в Сосновом Бору таких крупных магазинов. В ресторанах, кафе и столовых туалеты были обязательны, а вот в забегаловке, вроде пирожковой в «Балтике» или кондитерской в «стекляшке» на Солнечной – никто бы этим заморачиваться не стал. Ну, в общественных учреждениях всегда было все, и кинотеатр или ДК без помещений, где можно было попудрить носик или поправить галстук, никто бы строить не стал.
Так что открытие первого общественного туалета на станции было делом действительно очень важным – тогда со станции ходили поезда до Веймарна, Усть-Луги и даже до Гатчины, а это – дело небыстрое, и отсутствие санузла на вокзале вело к тому, что в поездах и в окрестных кустах было далеко не так чисто, как хотелось бы. Общественные туалеты поначалу обслуживало ЖКО НИТИ – единой коммунальной службы в городе еще не было, на каждом предприятии был свой жилищно-коммунальный отдел.
Дела домашние
Когда-то в одном крупном петербургском музее устроили выставку туалетов. Она пользовалась фантастическим успехом – до этого момента многие и не задумывались о гигиенических проблемах прошлых эпох. В Сосновом Бору тоже можно было устроить такую выставку – небольшую, но впечатляющую. Потому что до начала строительства городских кварталов все было довольно сложно. На протяжении нескольких столетий жители обходились сарайчиками во дворе, соответствующие помещения были в доме, если дом сравнительно большой.
В бараках на Временном поселке туалет был прямо в доме, и это было, можно сказать, революцией. И даже не один, а, как вспоминают старожилы, два. В первых городских домах – чаще всего совмещенные санузлы, хотя в 60-е строили и раздельные. Бачок висел очень высоко, дергать надо было за цепочку. Наиболее дальновидные жильцы приделывали под бачком специальную полочку – и сверху не капает, и всякие тряпочки да мыла положить можно. А вот в домах на улице 50-летия Октября уже были почти современные бачки, только надо было не кнопку сверху нажимать, а рычажок сбоку. Вроде бы мелочь – а вся история строительных технологий как на ладони.
Протопи ты мне баньку…
Сейчас баня – скорее развлечение, чем насущная необходимость. Есть городская, есть несколько саун, есть личные – в садоводствах и при коттеджах. Там отдыхают, туда приглашают гостей – ванные есть у всех, но порой очень хочется расслабиться…Да и ванные в сосновоборских домах – самые разнообразные. Тут тебе и сидячие, и лежачие, и джакузи, и душевые кабинки – на что средств и фантазии хватит. И современному обладателю городской квартиры трудно представить, как можно было без всего этого обойтись.
До того, как появились первые городские дома, баня была делом необходимым. В Сосновом Бору их было несколько – на Временном поселке, возле рыбозавода (ее особенно любили, и мылись там не только работники предприятия), в Ручьях, в воинской части. Были «мужские» и «женские» дни – по расписанию. Мылись за плату – чаще всего помывка стоила 10 копеек в час, более дорогих бань в Сосновом Бору не было. В Ленинграде существовали роскошные бани, где стоимость доходила до рубля – очень приличных по тем временам денег, на рубль можно было дня три обедать в студенческой или рабочей столовой.
Что касается других гигиенических процедур – то они производились дома. В каждом жилище – рукомойник, чаще всего жестяной. Они и сейчас встречаются на дачах, и такой очень легко сделать из самой обычной пластиковой бутылки. Рукомойники конца 50-х – это картинка из «Мойдодыра». Этакая стеночка с тумбой внизу. В тумбе – ведро, сверху- вот эта жестяная штука со штырьком, на который надо было нажимать. Еще в 80-е такой рукомойник можно было видеть в Устьинском коопторге – этот магазин стоял примерно там, где сейчас памятник деревне Устье. Воду чаще всего носили из колонки – сейчас, кажется, на территории Соснового Бора одна такая осталась, неподалеку от станции Калище. Выливали – чаще всего под какое-нибудь дерево, в использованной воде почти что и не было поверхностно активных веществ, способных погубить все живое во дворе. Ну разве что мыло – обычное, банное, хозяйственное или детское, без всяких добавок и ароматизаторов. Для мытья посуды или, скажем, купания ребенка, которому в силу возраста в баню пока рано, воду грели (в ведре или в баке, в зависимости от того, кому сколько надо). На Временном поселке стояли еще дровяные печи – как, впрочем, и на Ленинской, и в самых старых домах на Комсомольской.
Ванные на Ленинской были самым настоящим чудом комфорта. В них была даже горячая вода. Нет, горячего водоснабжения в Сосновом Бору поначалу не было. Но… в ванных стояли титаны. В некоторых домах они были на кухне. Топили титан дровами – как и плиту. Дрова, понятное дело, заготавливали загодя, и хранились они в подвале – там у каждой семьи был свой отсек. Или в поленнице во дворе – в те годы в Сосновом Бору особо не воровали, и уж дрова-то точно никто не стал бы красть. Умывались, правда, все равно чаще всего холодной водой – топить титан приходилось довольно долго, так что это было чисто субботним развлечением. А вот в домах на 50-летия Октября и в старой части Ленинградской уже было самое обычное горячее водоснабжение. Правда, общежития на Комсомольской 13 и 15 были своего рода экспериментом – горячая вода там появлялась только зимой, когда начинали топить. И так продолжалось вплоть до начала нынешнего тысячелетия. Летом, впрочем, горячую воду порой отключали на несколько недель – на время профилактики или ремонтов. Позже научились обходиться без этого, и приезжие ленинградцы нам очень завидовали – у них горячей воды не было все лето, ее включали перед началом учебного года (шутили: чтобы все перестирать и отмыть детей после пионерского лагеря…).
Большая стирка
Одежду тоже требовалось держать в чистоте, и для этого существовали самые разные методы, ведь в 60-е годы мало у кого были стиральные машины. Жители Временного поселка стирали главным образом вручную и по старинке – с полосканием белья в реке. Мостки, где все это происходило, сохранялись на Коваше довольно долго. Сушили белье чаще всего на улице. Эта традиция сохранялась и тогда, когда поселок превратился в город. Возле каждого дома были огороженные площадки со столбами, между которыми натягивались веревки – следы их кое-где сохранились и по сей день, например, во дворе дома 6 по Сибирской. Площадки были прямоугольные или круглые, со столбом в середине.
Когда в 1974 году в городе появился Комбинат бытового обслуживания, жизнь хозяек очень сильно улучшилась. Комбинат создали на базе Ломоносовского, обосновался он в конце концов в двухэтажном здании возле «Таллина». Для измученных домашней работой хозяек высшим достижением цивилизации были два помещения – химчистка и приемный пункт городской прачечной.
В прачечную сдавали крупные вещи, которые можно было стирать. Для начала надо было там же получить номерки – рулон из ткани, разделенной на квадратики. На всех квадратиках был пропечатан один и тот же номер. Квадратик вырезали и пришивали, например, к простыне. По этим номеркам после стирки белье сортировали. И привозили сюда же, в этот самый пункт, где клиент его получал через несколько дней. Это было недорого и удобно, хотя белье изнашивалось быстрее.
В химчистку несли пальто, костюмы, ковры, покрывала и все в том же плане, то есть то, что нельзя было стирать. Ну, или стирать было трудно. До появления своей химчистки возили вещи в Ломоносов. Были периоды, когда приезжала бригада из Ломоносова, собирала заказы, а потом привозила очищенные вещи в Сосновый Бор.
Комбинат бытового обслуживания – это отдельная тема. Там оказывали много услуг. Кое-что осталось и до наших дней, кое-что – переродилось в другие предприятия. Был там ремонт обуви, студия звукозаписи, парикмахерская, обмен газовых баллонов, ритуальные услуги, изготовление ключей… Но об этом –в другой раз.
Мария БОРИСЕНКО