Сосновый Бор Суббота, 27 Апреля 2024

Мистерия Айно

Мистерия Айно

Жил-был на свете врач Эллиас Леннрот. Ходил по деревням, лечил крестьян, а вместо оплаты просил, чтобы ему спели. И крестьяне пели – руны, которые Леннрот потом собрал в единый сюжет. Так и появился эпос, по масштабам равный «Илиаде» и «Одиссее». Произошло это во второй половине прошлого века, когда впервые была издана «Калевала».

 

Об этом говорили 11 марта в Сосновоборской публичной библиотеке. Встреча была посвящена Дню Калевалы, который отмечается 28 февраля, и называлась «Мистерия Айно и вересковый мед Эллиаса Лённрота...». Провели ее историк искусства Ирина Горина и художник Ирина Саган.

Ирина Горина познакомилась с «Калевалой» в детстве – в конце 60-х детское издание эпоса с великолепными иллюстрациями было, наверное, у всех. Во всяком случае, у нас на Северо-Западе. Издана была книга в Петрозаводске, а Ирина с родителями тогда жила в Карелии. Воспринималась она как сказка.

С основами и источниками калевальской космогонии Горина стала разбираться позже, уже взрослой. Как это часто бывает, при повторном прочтении открылись новые пласты, которых ребенок просто-напросто видеть не может. Как и в любом древнем мифе, пусть даже и существовал он в виде разрозненных рун,  говорится в «Калевале» о том, как образовался наш мир, о том, как он устроен, о мужском и женском его начале.

Современному человеку многое непонятно – к примеру, почему с невестой Вяйнемейнена, Айно, получилось так, что не получила она тихого семейного счастья с человеком, который знал все тайны мира, но достигла полной свободы через трагедию? И был ли иной выход из этой истории? Оказывается, был, только его мало кто замечает – главный герой не узнал свою невесту, превратившуюся в рыбку… Кстати, сюжет о рыбке прочно вошел в классику русской литературы – а ведь Пушкин услышал его именно в наших краях, от няни-ижорки. Все в этом мире взаимосвязано.

Ирина Горина рассказала и об иллюстрациях – их было очень и очень много, и калевальские сюжеты в исполнении финских, карельских и ингерманландских художников очень сильно отличаются. Руны записывались везде, в том числе довольно много – в наших краях, от ижорских сказителей. Устная калевальская традиция бытовала в наших краях еще в начале прошлого века, когда рунопевцы собирались на песенные праздники…

Ирина Саган показала свои работы. Она давно увлекается «Калевалой», и у нее уже было несколько тематических выставок – одна из них в Москве. И очень возможно, что в ближайшее время состоится еще одна – в одной из сосновоборских библиотек, ведь отличные выставочные пространства есть и в публичной библиотеке, и в «Точке сбора».

Анастасия СЕМЕНОВА

Рекомендуемые новости