Сосновый Бор Четверг, 09 Мая 2024

На родных берегах

На родных берегах

В Рождественооткрылся фестиваль, посвящённый 125-летию Владимира Набокова

В этом году Россия отмечает 125-летие классика русской литературы – Владимира Владимировича Набокова. Ленинградская область не осталась в стороне – центральной площадкой тематического фестиваля ожидаемо стал музей-усадьба Рождествено в Гатчинском районе.

Набоковский фестиваль

Усадьба в Рожествено – эпицентр «набоковских земель петербургской губернии», единственное сохранившееся фамильное имение, память о котором Владимир Набоков, его последний владелец, хранил всю жизнь. Вырская мыза и Батово – два других поместья, связанных с родом Набоковых – до наших дней попросту не дошли.

Ленинградские музейщики идею Набоковского фестиваля вынашивали давно. Проведению мероприятия не помешала даже масштабная реконструкция, которая происходит сейчас в усадьбе. Наоборот, обстоятельства по-своему сыграли на руку организаторам фестиваля.

– Реставрация переключила нас с приема посетителей на размышления о новом музейном пространстве. В ходе этой неочевидной для непосвящённого взгляда работы возникла концепция современного музея-усадьбы Владимира Набокова. Нам показалось, что будет интересно обсудить еёс ленинградцами – как раз наюбилейном фестивале, – пояснила заведующая музеем Ирина Авикайнен.

На торжественную церемонию открытия фестиваля гостей пригласили в Международный центр реставрации (МЦР). Он расположен в сотне метров от усадебного дома.

«Гвоздём» программы стала театрализованная постановка «Тень русской ветки», подготовленная студентами Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.

Не скрою: глядя на девушек в дивных платьях и серьёзных юношей, мелькающие на больших экранах шахматные этюды, дореволюционные фотографии, портреты Владимира Набокова, я поначалу насторожилась. Мне всегда казалось, что читатель Набокова –старше. Неужели темы его произведений, эстетика близки молодёжи?

Как пояснила мне Анна Рапопорт, программный директор фестиваля, заместитель директора по научной работе Музейного агентства Ленобласти, – это осознанное решение организаторов мероприятия. Они стремятся привлечь студенчество, открыть гений Набокова тем молодым людям, которые уже читали его книги либо слышали об авторе и хотят погрузиться в его творчество. Это игра на опережение, попытка немного снизить возраст сегодняшней целевой аудитории музея.

Брависсимо – ребята справились замечательно. Они сами написали сценарий, наполнили его фактами биографии классика русской и англоязычной литературы, знатока бабочек и любителя шахмат, украсили цитатами, поэтическими строками, разбавили хореографическими и вокальными номерами, сценами из жизни Владимира и Веры Набоковых. Верноподобрали интонацию, нигде не сфальшивили! Утончённая интеллигентность не выглядела чуждо в современном помещении с окнами во всю стену.

Дом, милый дом

На втором этаже МЦР презентовали выставку «Три детства, три семьи. Набоков, Римский-Корсаков, Рерих».

Экспозиция вроде бы небольшая. Но быстро обойти круг не получится. Тормозишь возле витрин «Путешествие», «Домашнее чтение», «Семейная трапеза», «Природа». Рассматриваешь артефакты давних времен – карбидный фонарь, которым велосипедисты освещали дорогу, старинный ключ, розовые кораллы, балясины, петли для ставен, столовый фарфор, дорожные шашки.

Экспозиция, над которой трудились три филиала Музейного агентства – это дань уважения землякам, чьи юбилеи выпали на 2024 год. О 125-й годовщине Владимира Набокова читатель уже знает. В марте Ленинградская область отметила 180-летие Николая Римского-Корсакова, в октябре грядет 150 лет со дня рождения Николая Рериха.

– У всех героев выставки было усадебное детство. У Рериха это Извара, у Римского-Корсакова – дом в Тихвине, у Набокова – Выра, Батово и Рождествено. Все они писали о своих детских годах от первого лица – тепло, проникновенно, – говорит Ирина Авикайнен.

Забавно рассматривать метафорические ландшафты усадеб, в которых выросли гении русской культуры. Это не точные макеты имений, а видение художника, рождённое после прочтения писем, воспоминаний, биографического набоковского романа «Другие берега».

Привлекает к себе внимание зрителей стенд «Звук и цвет». Вы знали, что для Римского-Корсакова звуки были окрашены в разные оттенки? А о набоковской радуге букв? Он их видел красными, зелеными, чёрно-бурыми,синими… Такое свойство называется цветовой слух, или синопсия. Что же до Рериха, то для него, художника, цвет был основным средством визуального языка. К слову, отправляясь в путешествие, он брал с собой грампластинки Римского-Корсакова.

Придумай музей!

Я исчиркала пометками программу фестиваля 21-23 апреля, пытаясь захватить побольше локаций. Выбор пал на Гатчину, ради неё пришлось отказаться от круглого стола «Набоков. Насекомые в культуре» и мастер-класса, где гостей обещали научить рисовать бабочек не хуже учёных. Владимир Владимирович был энтомологом – эту грань его личности на лекции раскрывали сотрудники Зоологического музея. В понедельник они рассказывали об энтомологических «Мемуарах» великого князя Николая Михайловича, которые стали профориентационным толчком для Набокова.

А ещё – студенческая конференция о параллелях в литературе Набокова с творчеством Пушкина, лекция об архитектурной истории здания на Большой Морской, 47, разговор о фотографическом наследии русского гения…

 

Музейное агентство Ленобласти, дабы отразить многогранность талантов Владимира Набокова, призвало под свои знамена Пушкинский дом, который три года назад получил в распоряжение архив писателя, музей Владимира Набокова Санкт-Петербургского университета, Зоологический музей ЗИН РАН, Педагогический университет им. А.И. Герцена, Европейскийуниверситет и Высшую школу экономики. Масштаб фестиваля и насыщенность программы – уникальные для Ленинградской области. Жаль, шахматисты не успели присоединиться. С их видом спорта Владимир Владимирович был хорошо знаком!

 

– Важный посыл фестиваля – не просто говорить о Набокове, но и о том, как его наследие можно изучать и показывать в музеях. Отсюда – проектные лаборатории и семинары. Как литературный текст превратить в экспозицию, как подключить дизайнерские приёмы? Мы запустили соучастное проектирование музея-усадьбы «Рождествено». Для Ленинградской области это первый опыт, эксперимент, – говорит Анна Рапопорт. – Вовлекли в него молодых архитекторов, дизайнеров, филологов, историков, краеведов, энтомологов. Зачем? Чтобы найти точки соприкосновения. Будем их знать, и тогда музей откликнется в сердце каждого пришедшего.

Людмила Кондрашова

Снимки предоставлены Музейным агентствомЛенобласти

 

Рекомендуемые новости