Сосновый Бор Понедельник, 20 Мая 2024

Поиск не кончается

Поиск не кончается

Накануне Дня Победы в окрестностях Соснового Бора прошла шестнадцатая Вахта Памяти для поисковых отрядов «Росэнергоатома». Около восьмидесяти поисковиков из «атомных» городов - Соснового Бора, Удомли, Нововоронежа, Волгодонска, Десногорска, Балакова и Курчатова - работали в Ломоносовском районе, на границе Ораниенбаумского плацдарма.

 

Как люди становятся поисковиками? По-разному. Кто-то ищет информацию о родственниках – ведь тысячи тех, кто ушел в годы Великой Отечественной войны на фронт, до сих пор числятся пропавшими без вести (не у всех бойцов были «смертные медальоны», и даже те, которые найдены - а это считается очень большой удачей - не всегда получается расшифровать). Кому-то просто интересны события, происходившие в те годы. Кто-то стремится найти информацию о земляках. И до сих пор каждый год в соцсетях появляются объявления – «помогите найти родственников солдата».

Второй раз поисковики с разных атомных станций работают на Ораниенбаумском плацдарме. До этого были раскопки на Невском пятачке – в Кировском районе, экспедиции в районе Орловско-Курской дуги. И – постоянный поиск в архивах, расшифровка данных аэрофотосъемки и вообще вся та «камеральная» работа, которая хорошо знакома всем, кто занимается историческими исследованиями.

Как рассказал директор Ленинградской атомной станции Владимир Перегуда, поисковое движение существует давно, в том числе и в Атомградах. Отряды образовывались стихийно. Неравнодушные люди объединялись, вели поиски, организовывали захоронения и содержали их в порядке. Потом к этому подключились предприятия – на Ленинградской атомной станции поисковый отряд работает уже не одно десятилетие. В 2018 году был создан сводный отряд концерна «Росэнергоатом». Председатель первичной профсоюзной организации ЛАЭС Людмила Красикова поблагодарила участников Вахты памяти за активную жизненную позицию и за то, что благодаря им проясняются многие неизвестные доныне страницы истории нашего края.

Открывалась нынешняя Вахта Памяти возле мемориала «Берег мужественных». Именно здесь осенью 1941 года впервые с начала Второй мировой войны были остановлены немецко-фашистские войска, да еще как! Не на неделю-две – на три года, ровно до того момента, как началось наступление января 1944 года, положившее конец блокаде Ленинграда.

Само наступление началось отсюда, с плацдарма!

Здесь шли жестокие бои – но это был кусочек советской земли, куда не пустили врага. Ужасов оккупации наши деревни не знали. Хотя были и бои, и артобстрелы, и бомбардировки, и вылазки в тыл, и многое другое, что во время войны становится повседневностью. А вот Копорье и расположенные рядом деревни – самая что ни на есть линия фронта. И вражеский тыл, в котором активно действуют партизанские отряды…

И уже восемь десятилетий продолжают находить останки бойцов А несколько лет назад был даже такой случай. Бой в районе Копорья был хорошо известен, результаты его тоже, и даже имена погибших были высечены на мемориале… А вот само захоронение найти не могли. Но все-таки обнаружили! Конечно, случайно, если не брать во внимание, что работа продолжалась годами. Обнаружили и эксгумацию провели поисковики из отряда «Сосновый бор».

В этот раз возможные результаты поисковой экспедиции тоже были известны заранее – нашли данные по архивам, провели предварительную разведку. К «Сосновому бору» присоединились отряды «Обелиск» из Десногорска, нововоронежский «Пересвет», «Высота» из Курчатова, «Родник» (Волгодонск), «Аверс» (Балаково) и «Калина» (Удомля). Нашли останки двух красноармейцев. Медальонов при них не было, пока не нашли и какие-либо вещи, позволяющие их идентифицировать. Но раскопками поисковики не ограничиваются, работа будет продолжена. Случаи, когда устанавливали имена погибших, при том, что ситуация казалась безнадежной, бывали. Чудеса случаются.

Расположился лагерь поисковиков в урочище Петровицы, недалеко от Копорья, в сторону Петергофа. Глава Копорского поселения Дмитрий Кучинский приветствовал участников – по его мнению, это очень важно в том числе и для жителей Копорья. Во время Вахты памяти поисковики провели урок мужества для учеников Копорской школы. Рассказали о поисковом движении, о значении Ораниенбаумского плацдарма и о событиях, что здесь происходили.

Командир отряда «Сосновый бор» Дмитрий Смирнов «в миру» - оператор реакторного цеха. Поисковой работой занимается уже несколько десятилетий. Он рассказал о том, как организована работа отряда.

- Мы работаем по точкам, заранее изученным и проверенным, - рассказывает Д.Смирнов. – Делается это на основе архивных данных. Мы, пользуемся материалами из Центрального архива Министерства обороны, Гатчинского военно-морского архива, заказываем в Национальном архиве США материалы немецкой аэрофотосъемки. Это сводная информация, мы ее обрабатываем всю зиму, чтобы с весны отработать в поле. В этом году к нам приехали отряды с других атомных станций, поэтому мы можем вместе сделать то, на что у нас не хватит сил в одиночку. Поисковый сезон начинается, как только растаял снег, и заканчивается с морозами. Бывает и зимний поиск – авиатехники. Так что работа идет круглый год. Сейчас у нас поисковая экспедиция, лагерь мы начали готовить 23 апреля, в поле работаем с 26 апреля по 7 мая. Потом ребята уезжают в свои регионы, чтобы успеть к праздничным мероприятиям. А дальше мы будем работать малыми группами по 2-3 человека в режиме выходного дня, в течение всего лета. Конечно, влияют и погодные условия. Например, дожди, когда все дороги размыло. Мы все возим УАЗиками, «буханками», потому что другая машина просто не проедет по полю.

 

Несмотря на то, что поисковые экспедиции работают постоянно, и пока завершения поискам не нет. Только в прошлом году на территории Ленинградской области поисковики нашли останки полутора тысяч бойцов. Имена, к сожалению, удалось установить только у семидесяти. Остальные пока неизвестны – но, как говорит Дмитрий, язык не поворачивается назвать из безымянными. Имя было у каждого бойца. Просто пока их не удалось установить.

Поисковики считают, что им повезло, если удалось найти номерные награды – ордена, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Если они есть, то совершенно точно можно установить награжденного.

- Иногда мы сразу находим родственников, - рассказывает Смирнов. – Очень хорошо помогают социальные сети. Был случай, когда родственники нашлись за пятнадцать минут. Мы разместили объявление «ВКонтакте», в группе небольшого поселка – мол, нашли бойца, может быть, кто-нибудь из родственников здесь есть. И через пятнадцать минут получили ответ – здравствуйте, я внучка этого солдата. Радость была для всего лагеря! Помогают и федеральные средства массовой информации – такое у нас было, когда мы нашли родственников лейтенанта Крылатых благодаря телеканалу РТР. 

Еще до начала работ Дмитрий сказал, что нашли останки одного бойца и будут эксгумировать. Почему получилось раньше? Просто, пока строится лагерь, территорию будущей стоянки и окрестности обследуют – ради безопасности. Неразорвавшихся снарядов военного времени в наших лесах пока что хватает. Прошли с металлоискателем, обнаружили каску, зацепили – а там боец. Сразу трогать не стали. Военные археологи работают так же, как и любые другие археологи – с отчетами, фотофиксацией и тщательной обработкой всего, что находится. Это – достаточно долгий процесс. Доверяют все эти тонкости обычно девушкам – работа кропотливая, требуются усидчивость и аккуратность. Ни одну деталь нельзя потерять. Ложки с инициалами, подписанные котелки, не говоря уже о медальонах – предметы, по которым можно установить всю картину. Кстати, даже по положению останков нередко удается «прочитать» картину боя. 

По словам командира отряда, в поисковики приходят по разным причинам. Но когда человек находит своего первого бойца – у него внутри все переворачивается. Особенно если это человек юный. По закону в отряде могут работать ребята с 14 лет – под наблюдением куратора. И немало тех, для кого это – семейное дело. Объединяет и общий интерес, и сохранение традиций.

Мария БОРИСЕНКО

Окончание следует

Рекомендуемые новости