7 сентября в Приоратском парке Гатчины состоялся VIII Всероссийский фестиваль художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов «Напевы северного ветра». В концертной программе участвовал сосновоборский ансамбль финской песни «Pieni Polku» Центра развития личности «Гармония».
«Напевы северного ветра» - это не только концерт в живописном гатчинском парке. Это большой фестиваль, во время которого проходит множество мероприятий. А начинался он в Мраморном зале Российского этнографического музея. В Санкт-Петербург приехали музыкальные и танцевальные коллективы, мастера декоративно-прикладного творчества, активисты национально-культурных сообществ из девяти регионов – Республики Карелия, Удмуртии, Красноярского края, Ленинградской, Мурманской, Псковской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого автономных округов, Ханты-Мансийского округа - Югры. Приехали, чтобы рассказать о своих народах и показать то красивое и интересное, что есть в каждой национальной культуре. В первый день состоялось торжественное открытие и научно-практическая конференция "Культурное наследие коренных народов Российской Федерации как основа формирования, укрепления и продвижения традиционных семейных ценностей".
Фестиваль с 2010 года организуют Дом народного творчества им. В.Д. Поленова и Дом народного творчества Ленинградской области. Проходит он при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Ленинградской области, а при организации народного праздника в Приоратском парке очень помогла администрация Гатчинского района.
Гостей в Гатчину съехалось много! И приходили люди в парк задолго до начала концерта. С интересом смотрели, как мастера раскладывают свои изделия, как развешивают передвижную выставку, посвященную жизни финно-угорских народов, а у сцены члены делегаций репетируют начало, а на горке – ставят самый настоящий самодийский чум…
Под некоторыми шатрами, дающими спасительную в такую жару тень, уже начались мастер-классы. Хотите традиционный саамский оберег «техпь»? Пожалуйста. Круглый шнур, столь необходимый северным народам? Вот он. Традиционные куклы – они есть у всех, но из разных материалов. Можно сделать куколку из ткани в ижорском шатре, а можно – меховую, как делали ненцы, ханты и манси. А бабаевские вепсы делали куколок из березовых веточек.
Очень много украшений. И тоже из разных материалов – что было, то и использовали. И если жившие у моря вожане могли себе позволить диковинные раковины, привезенные тем же морем за тридевять земель, то у северных народов практически все делалось из меха. Практично и красиво. Яркая одежда северян – не прихоть. Это – насущная необходимость, особенно когда большую часть года тебя окружает белизна. Человек нуждается не только в тепле, но и в красоте. А у многих народов украшения считались магическими предметами. Хотите попробовать настоящую магию? Вот она – в брошке из оленьего меха или домотканом поясе. Может быть, такой предмет и не может творить чудеса, но что сам является чудом – бесспорно.
А хотите попробовать поговорить на новом для себя языке? Тоже можно. Нет, надеяться на то, что вот прямо так сходу научишься понимать бессермянский или мансийский, не стоит. Хотя еще каких-нибудь сто лет назад финно-угорские языки можно было слышать постоянно в том числе и в наших краях. Но попытаться произнести несколько слов и выучить скороговорку – почему нет?
В этом году фестиваль посвящен Году семьи. И это очень хорошо совпадает с общей тематикой «Напевов северного ветра». Ведь семья всегда была чрезвычайно важна для народов, живущих порой в очень суровых условиях. И, кстати, одним из первых фестивальных мероприятий была как раз тематическая выставка, посвященная роли семьи у разных народов. А среди участников концертной программы были и семейные коллективы – например, из Псковской области, где традиционно живут представители народа сето.
Несколько коллективов представляли культуру вепсов. Этот народ живет в Лодейнопольском и Бокситогорском районах Ленинградской области и в Бабаевском районе на Вологодчине.
Самую обширную программу показали национально-культурные сообщества ингерманландских финнов, вожан и ижор. В их числе сосновоборский коллектив «Pieni Polku», которым руководит Любовь Муратова, Центр культуры "Хатсина" (руководитель Нина Эрте), ансамбль "Людмила" (руководитель Людмила Семёнова), «Кotikontuи Talomerkit» под руководством Галины Ларисевой, «Piirileikki+» (руководитель Ирина Демидова), Общество ижорской культуры «Шойкула», водский ансамбль «Линнуд» из деревни Лужицы Кингисеппского района.
Песни и танцы привезли саамы, ненцы, селькупы, энцы, бессермяне… И обращает на себя внимание тот факт, что сейчас в выступлениях коллективов – не только фольклор, но и современные произведения на языках коренных малочисленных народов. Получается очень интересно! Как и сочетание старинных и современных инструментов. И это значит одно, главное – традиции живут и развиваются.
Мария БОРИСЕНКО