В конце XVIII века деятельный бывший новгородский губернатор Яков Сиверс, который купил деревни вдоль реки Воронки, основал при старинном селе Готобужи бумажную фабрику. Реку Воронку запрудили, на ее берегу поставили фабрику и выстроили слободу для фабричных рабочих. Сиверс поставил на реке еще винокуренный завод и пильную мельницу.
В первой половине XIX века внук Сиверса Яков Борисович Икскуль выстроил новые бумажные фабрики на северном берегу этой запруды. А также устроил ниже по течению реки еще одну запруду, на южном берегу которой поставил целлюлозную фабрику, а на северном — дома для ее рабочих. Новую фабрику и слободу он назвал в честь своей матери Елизаветинской.
Предприятия были отнюдь не мелкими — в 1836 году на фабриках трудились 220 мужчин и 223 женщины.
В 70‑хгодах XIX века фабрики были распроданы разным владельцам. Селение Гатобуж и фабрики приобрел Роберт Логинович Прен, у которого их позднее купил Павел Павлович Демидов князь Сан-Донато.
В 1873 году в газете «Гдовско-Ямбургский листок» местный житель так описывает перестройку фабрики Р.Л. Преном: «…на месте старой бумажной фабрики выросло трехэтажное каменное здание, в котором стали приготавливать бумажную массу из соснового дерева. Сразу же обнаружился крайний недостаток воды и непрочность или, лучше сказать, совершенная негодность новой плотины. Впрочем, фабрика эта, проработав весьма недолго, сгорела. Тогда приступлено было к ее реставрации и, вместе с тем, к возведению в двух верстах от нее новой фабрики для выделки из добытой массы папки. Летом нынешнего года сгоревшая фабрика вновь пущена в ход; но опять за недостатком воды могла действовать лишь в самых ничтожных размерах. Другая фабрика отделана вчерне, но еще не работала.
Упомянутый крайний недостаток воды естественно заставил антрепренеров обратиться к помощи пара. […] Паровые машины истребляют громадное количество дров; между тем леса около Готобужей уже почти все вырублены, заготовка же дров год от года становится все дороже».
В 1884 году управляющий Готобужским имением П.П. Демидова князя Сан-Донато Михаил Васильевич Бурлев обращается в Строительное Отделение Санкт-Петербургского губернского правления с прошением командировать механика для испытания паровых котлов Елизаветинской фабрики по производству бумажной папки и выдачи надлежащего свидетельства на производство.
Что же такое бумажная папка? В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Папка или картон отличается от бумаги только большею толщиною листов (от 0.5 до 10 мм) и выделывается или прямо черпанием толстых листов, что дает картон неровный и рыхлый, или соединением нескольких тонких листов, что дает лучшие сорта папки. Соединение листов производится различно: или прямым наложением и сдавливанием только что отформированных мокрых листов (папка неклееная, натуральная), или склеиванием листов каким-нибудь клеем. Последний способ дает высшие сорта картона, идущие для живописи, для приготовления игральных карт и т. п.»
Комиссия в составе младшего инженера Муссельмуса, губернского механика Цехановского, петергофского уездного врача и исправника обследовала фабрику и отметила, что: «ее окружает каменный флигель для распиливания дров, деревянный сарай для склада папки, жилое помещение для рабочих. Здание фабрики каменное, двухэтажное, крытое большей частью железом, и часть толем. Длина по фасаду 19 саженей (40,5 м). На фабрике имеются две лестницы, ведущих из аппаратного помещения, одна из них металлическая, другая деревянная. На фабрике имеются 20 человек рабочих, из коих 10 человек живут в деревянном флигеле. Промывная вода при обработке папки спускается непосредственно в реку Воронку. Во втором этаже помещаются прессы для упаковки папки и гладильный аппарат. В чердачном помещении имеется бак в 250 ведер. Имеются два паровых котла, помещение их соответствует закону. Котлы испытаны и допущены к работе. При фабрике имеется тюрбина. Плотина устроена во всю ширину реки Воронки. Фабрика построена прочно и безопасно в пожарном отношении. При производстве вредных паров не отделяется. Паровое помещение сообщается с аппаратной, отхожее место имеет спуск непосредственно в реку. В машинном отделении должны быть огорожены перилами маховое колесо и приводной ремень. Равно должно огородить тюрбину. Сушильня отапливается паром. При паровом помещении имеется железная труба на кирпичном основании, высота 17 саженей (36 м)».
В журнале присутствия Санкт-Петербургского губернского правления по строительному отделению от 8 ноября 1884 года сказано, что недостатки, выявленные комиссией на фабрике, устранены и протокол осмотра вместе с заключением комиссии передан господину Министру Финансов.
В 1885 году Павел Павлович Демидов умирает, и фабрика переходит к его наследнику. Сегодня на месте этого производства путешественник может увидеть памятник «Два штыка», установленный жителями города Сосновый Бор.
Оксана НИКИТИНА,
Младший научный сотрудник Сосновоборского городского музея