25 января в Городском культурном центре «Арт-карусель» вспоминали Владимира Семеновича Высоцкого. Ему бы исполнился 86 лет – вполне мог бы дожить до наших дней. Но не дожил - отпущено ему было всего 42 года.
Он умер в дни, когда в Москве проходили Олимпийские игры, и все равно проводить его в последний путь вышли сотни тысяч людей, ведь Высоцкий был воистину всенародным поэтом (слово «бард» в те годы было не в ходу).
Его слушали и считали своим самые разные люди, от академиков до уголовников. Хотя он не воевал, не сидел, не увлекался альпинизмом – но обо всем писал так, как мог бы написать человек, испытавший все, что называется, на собственной шкуре. Ему устраивали подпольные концерты – и, к примеру, в Ленинграде он проходил в лесу, после чего и начались лесные фестивали, которые продолжаются до сих пор. Его творчеством интересовались компетентные органы – однако и сами представители этих органов, как и все остальные, переписывали его концерты с десятой копии на старенький магнитофон...
И такой интерес к его творчеству не угас до сих пор, хотя с момента, как он покинул этот мир, прошло больше сорока лет. Вот и на сей раз – было очень жаль, что зал «Арт-карусели» не резиновый - задействованы оказались все стулья и скамейки, которые смогли найтись!!!
Несмотря на то, что Высоцкий был фантастически популярен, его песни мало кто пел. То есть их пели, конечно – только в компаниях, не со сцены. В залах его - слушали. После смерти тоже исполняли редко – очень уж характерная манера, помноженная на недюжинный сценический темперамент. Исполнителей тянуло подражать, но поди повтори!
Прошло время – и песни Высоцкого появились в репертуаре самых разных исполнителей. Но поют его уже по-другому, без всякого копирования. В «Арт-карусели» поклонники творчества Высоцкого собрались уже не в первый раз. И вечер получился очень теплым и интересным. Он назывался «Сыновья уходят в бой» - начавшийся год у нас в стране объявлен Годом защитника Отечества, а к тому же песен на военную тему у Высоцкого довольно много, и к спектаклям или фильмам, и просто так. В 1941 году он был «здоровым трехлеткой», который вместе со взрослыми тушил зажигательные бомбы. Эти воспоминания оказались очень прочными и, по его собственному признанию, сильно повлияли на его жизнь. А первый спектакль, к которому ему поручили написать песни, был «Павшие и живые» в театре на Таганке.
В Сосновом Бору творчество Высоцкого любили всегда. В городе у нас он, к сожалению, не был, но слушали его песни – все. И тогда, когда на пластинках вышло практически полное собрание его песен (кстати, в фойе «Арт-карусели» можно было посмотреть на эти пластинки и даже послушать), и раньше. К примеру, в 80-е годы в клубе «Ингрия» регулярно устраивали коллективные перезаписи – и, если кто-то доставал пленку с Высоцким, желающих было намного больше, чем обычно. А когда в те же 80-е в ДК устроили вечер со слайд-фильмом – лишний билетик спрашивали аж от «Ленинграда».
И сейчас, спустя много лет, Высоцкий интересен не только его современникам, но и исполнителям, которые его уже не застали. А многое из его творческого наследия можно читать как стихи – и это сделали Геннадий Баранов и Алла Сырейщикова. Песни же прозвучали в исполнении Сергея Глухих, Евгения и Юрия Ивановых, Вадима Шмакова, Павла Меденникова, Александра Грибова, Анастасии Бубновой и Светланы Акуловой. Причем участники концерта увлекаются разными музыкальными жанрами – кто-то эстрадой, кто-то бардовской песней. Высоцкий опять-таки оказался близок и понятен всем.
Сам он свои песни песнями не считал – и это прозвучало в одном из интервью, запись которого тоже показали на вечере. Он говорил, что это просто стихи, которые должны исполняться вот так, под какой-то ритмичный аккомпанемент. Но вот ведь какая штука – мелодии-то получились хоть и очень простые, но узнаваемые. Современный слушатель воспринимает их именно как песни. А актуальности они не утратили и по сей день. И вряд ли в обозримом будущем утратят. Просто время привносит свои краски, накладывая строки на новый контекст...
Марина ПЕТРОВА