Сосновый Бор Среда, 05 Февраля 2025

«Сухая повесть очевидцев…»

«Сухая повесть очевидцев…»

Январь – особый месяц для ленинградцев. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. 27 января 1944 она была полностью снята. А 19 января – День памяти защитников Ораниенбаумского плацдарма. В эти дни о блокаде вспоминают и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области.

 

В конце прошлой недели историки и краеведы собрались в Стрельне, на конференцию «Сухая повесть очевидцев страстней придуманных поэм». Это – строчки из стихотворения Юрия Инге, чьи стихи звучали по Всесоюзному радио в первый и последний день Великой Отечественной войны.

Блокада – это три разных истории. Большой город, оказавшийся внутри вражеского кольца. Ораниенбаумский плацдарм – остров сопротивления, кусочек большой страны. И значительная часть Ленинградской области, оказавшаяся под оккупацией – а некоторые районы сейчас входят в границы Санкт-Петербурга.

И одновременно это множество человеческих историй – печальных, трагических, героических, а порой и лирических, на фоне важных исторических событий в стране и в мире. Несмотря на то, что о блокаде издано множество книг, тема эта до сих пор до конца не исследована.

Путь от Соснового Бора до Стрельны на электричке – час с минутами. Совсем «никакое» расстояние от Ломоносова до Петергофа. Но в 1941 году граница между двумя мирами пролегала примерно по Гостилицкому шоссе, от мемориала в Петергофе до нашей Воронки. На Ораниенбаумском плацдарме жизнь была, мягко говоря, нелегкой, и об этом есть множество материалов в Сосновоборском городском музее, в Краеведческих музеях города Ломоносова и Ломоносовского района, в Народном музее форта «Красная Горка».

О жизни на оккупированных территориях говорят гораздо реже.

Жители Стрельны почувствовали войну раньше, чем сомкнулось кольцо блокады. В первые же месяцы войны были и налеты, и артобстрелы. Бойцы 10-ой стрелковой дивизии, уже изрядно к этому времени потрепанной боями в Прибалтике, сопротивлялись, сколько хватало сил и умения. Об этом рассказал на конференции Павел Петров – доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф». Дивизия потеряла в боях за Стрельну половину состава, несколько недель она с тяжелыми боями отступала, но в конце концов закрепилась в районе Английского парка и вошла в группу войск, защищавших Ораниенбаумский плацдарм.

Создатель и администратор паблика «Стрельна военная» Дмитрий Пантелеев напомнил о петергофских десантах и о жизни мирного населения. Десантов было несколько, военные историки до сих пор спорят об их целесообразности. Из тех, кто осенью 1941 пытался высадиться на берега Петергофа и Стрельны, мало кто выжил. Им установлены памятники – в Нижнем парке, в Александрии, на Пристанской улице в Стрельне, на Тулонской аллее в Кронштадте. Как минимум два из них – по инициативе и при непосредственном участии петергофского краеведа Алексея Суркова, о чем рассказала его вдова Татьяна Суркова.

А Дмитрий Пантелеев коснулся и того, как жили люди, оказавшиеся под немецкой оккупацией. Им, разумеется, никто не выдавал даже тех 125 блокадных граммов, которые были у оказавшихся в Ленинграде и на Ораниенбаумском плацдарме. Мирных жителей выселили за железную дорогу, многим пришлось пройти через фашистские лагеря. Были и расправы – в нескольких местах стояли виселицы…

Независимый исследователь Виктор Суровцев исследует судьбу своего родственника – командира роты особого назначения подводных пловцов Ивана Прохватилова.

Рота участвовала в нескольких важных операциях на Балтике и на Ладоге – в частности, при высадке Шлиссельбургского десанта, а также в подрыве построенной немцами пристани в Петергофе, итальянской флотилии в районе Стрельны, поста связи, откуда фашисты передавали сведения о передвижении кораблей на линии Ленинград-Кронштадт, в подъеме немецкой подводной лодки с секретным оборудованием…

Подразделения Экспедиции подводных работ особого назначения создавались на всех флотах. Но вот дальневосточные краеведы нашли материалы о том, что рота особого назначения, действовавшая на Балтике, начинала формироваться во Владивостоке. Этому было посвящено исследование кандидата технических наук Марины Алексаниной, которая приняла участие в конференции и выступила с докладом по видеосвязи.

Доклад курсанта Государственного университета морского и речного флота Валерии Быковой был посвящен первой в мире женщине-водолазу Нине Соколовой. Она участвовала в нескольких сложных операциях – прокладке кабеля по дну Ладожского озера, и ей принадлежит идея проложить по дну Ладоги подводный трубопровод, когда запасы топлива в осажденном Ленинграде подошли к концу. А начинала она военную службу на Северном флоте – в частности, руководила строительством десантного причала в Полярном.

Старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника Ирина Туркина рассказала о жизни и творчестве Александра Агишева – выборгского художника, а в годы войны – ведущего хирурга 111 медсанбата 10 стрелковой дивизии, насмерть защищавшей границу Ораниенбаумского плацдарма в районе Гостилицкого шоссе. Потом он участвовал в Выборгской операции, после войны работал в Выборге в военном госпитале, а когда вышел в отставку – окончил Народный университет искусств в Москве и стал известным художником.

Завершилась конференция выступлением Марии Инге-Вечтомовой, старшего научного сотрудника Литературного музея «ХХ век» и генерального директора НП «Память Таллинского перехода». Юрий Инге, погибший во время легендарного прорыва, родился в Стрельне. Елена Вечтомова всю блокаду прожила в Ленинграде – писала статьи для газеты «На страже Родины», закончила книгу, которую не успел дописать ее муж, выступала со стихами в воинских частях и госпиталях.

Что наше горе, наши беды,

Мы знали, стоя над Невой:

Весь Ленинград — залог победы,

Корабль, готовый выйти в бой.

 

Ленинград действительно был залогом Победы. Каждая страничка истории тех давних дней – бесценна. Каждый год приносит новые открытия. И тема эта – воистину неисчерпаема.

Мария БОРИСЕНКО

Рекомендуемые новости

Рубрики новостей

Последние видео

Фотоархив