Сосновый Бор Воскресенье, 20 Июля 2025

МБР-2 – воздушные рабочие войны

МБР-2 – воздушные рабочие войны

В Сосновоборском городском музее на выставке «Я расскажу вам о войне» выставлены части гидросамолета самолета МБР-2- морского ближнего разведчика. Посетителей удивляет, что обшивка самолета была деревянной. Обратимся к истории МБР-2.

Гидросамолет МБР-2 был разработан в конструкторском бюро Г.М. Бериева в начале 30-х годов ХХ века. По проекту МБР-2 имел цельнометаллический корпус, но алюминия тогда едва хватало для тяжелых бомбардировщиков, поэтому остановились на деревянной обшивке. Кроме всего прочего ее было довольно легко чинить. Испытания машины показали, что самолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, они на тот момент превосходили показатели зарубежных машин подобного типа, был удобен и неприхотлив в управлении, в том числе и на воде. Испытания МБР-2 проводил летчик-испытатель А.А. Ульсен.

Серийный выпуск самолетов осуществлялся в Таганроге. Первая машина была готова в 1934 году, пик выпуска пришелся на 1937-38 гг. Экипаж гидросамолета состоял из трех человек, в его распоряжении были 2 пулемета калибра 7,62 мм по 1000 патронов на каждый, на подвесках были закреплены бомбы общим весом до 500 кг.

Первым серьезным испытанием для МБР-2 стал конфликт с японцами на озере Хасан летом 1938-го. Морской ближний разведчик вел разведку в Японском море, на подходах к Владивостоку, но в военных действиях не участвовал: боестолкновений в воздухе в этой операции не проводилось.

К началу 40-х годов МБР-2 прочно вошел в обиход морской авиации от Северного Ледовитого океана до Черного моря как надежный, хотя и небыстрый самолет, понятный в управлении.

В Советско-финскую войну МБР-2 осуществляли разведку устья Финского залива и северной части Балтийского моря, были незаменимы в поисково-спасательных операциях. Поскольку военные действия велись преимущественно в зимнее время, самолеты МБР были поставлены на лыжи и действовали с сухопутных аэродромов, это было очень удобно. Такая лыжа есть в нашем музее.

С началом Великой Отечественной войны стало ясно, что МБР-2 как разведчик малоэффективен при господстве противника в воздухе. Немецкие самолеты легко сбивали МБРы: по сравнению с ними они были тихоходными и менее маневренными. К началу сентября 1941 года ВВС Балтийского флота потеряли две трети самолетов МБР-2. Поэтому пришлось отказаться от использования МБР-2 в разведке, но они оказались незаменимыми в ночное время для бомбардировки аэродромов и других мест дислокации противника. С началом блокады Ленинграда самолеты снабжали наши войска, закрепившиеся на островах Финского залива, провиантом и другими ценными грузами. Известны случаи, когда МБРы бомбили немецкие подводные лодки. Бомбы, которые они сбрасывали, были не так эффективны, как бомбы «больших» боевых самолетов, но они сильно повреждали подводные лодки противника. Между собой летчики называли МБРы «амбарчиками» или «коровами».

Морские ближние разведчики использовались также для сопровождения Северных морских конвоев.

С началом Великой Отечественной войны ВВС КБФ наносили удары по танковым и пешим колоннам противника, наступавшего на Ленинград, а истребители и самолеты МБР-2 штурмовали позиции фашистов на подступах к Либаве, Риге и Таллину. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года самолеты морской авиации КБФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского нанесли первый удар по Берлину. Всего их было семь.

Но с продвижением противника к Ленинграду аэродромы ВВС КБФ подверглись мощным авианалетам. 13 июля 1941 года немецкая авиация бомбила аэродромы в Котлах, Копорье и Керстово. В Копорье сгорели несколько самолетов, погибли 30 человек и 52 было ранено, в Котлах самолеты не пострадали, но было убито 20 человек и ранено еще 37. В Керстово было выведено из строя летное поле. В течение 14-20 июля 1941 года противник повторил бомбежки. В августе фашисты бомбили аэродром Пейпия на Копанском озере и аэродром в Низино. В результате на земле было уничтожено 10 самолетов МБР-2 и 22 истребителя. За четыре месяца войны ВВС КБФ потеряли 577 самолетов. Оставшиеся без самолетов летчики были направлены на переобучение, технический и рядовой состав пополнил ряды бригад морской пехоты.

К осени 1941 года противник занял почти все аэродромы Ленинградской области. Морская авиация КБФ в силу обстоятельств оказалась разделена на три неравные части: одни самолеты базировались на аэродромах Ленинграда, другие на Ладоге, часть самолетов перевели на Ораниенбаумский плацдарм.

Вся авиация Ораниенбаумского плацдарма была сосредоточена на Горавалдайской авиабазе, на аэродроме в Борках и аэродроме Бычье Поле в Кронштадте.

Горавалдайское озеро, вдоль которого тянется шоссе, расположено на южном берегу Финского залива в его самом узком месте. До Финляндии всего 20 км, 10 минут лета. Место издавна обживалось русскими военными моряками. В 1911-1915 гг. рядом был построен форт Серая Лошадь.

На берегу озера в 1919 году был устроен передовой авиационный пост, на него направлялись самолеты для разведки акватории Копорского залива. Летом здесь разворачивались лагеря для гидроавиачастей, преимущественно из Ораниенбаума.

С 1935-1936 гг. Горавалдайский лагерь использовали как место постоянного базирования 25 морской разведывательной авиационной эскадрильи. Позже на восточном берегу озера была построена гидроавиабаза. Стройка продолжалась два года и была закончена в 1939 году перед Советско-финской войной. На площади около 2 км расположилась вся инфраструктура, необходимая для стоянки гидросамолетов и их обслуживания .

До осени 1943 года на Горавалдайском аэродроме базировались остатки балтийской гидроавиации на самолетах МБР-2. Самолеты МБР-2 были переброшены сюда с побережья Копанского озера. В 30-х годах ХХ века на Копанском проводились различные эксперименты и исследования, в том числе и процессы радиоуправления торпедными катерами с воздуха. Торпедные катера без экипажа подчинялись командам, посылаемым с самолета МБР-2. По сути это были катера-дроны. А потом наступило 22 июня 1941 года. 31 августа 1941 года особая группа взорвала все стратегические объекты на Копанском озере, а самолеты БМР-2 были перебазированы на аэродром Гора-Валдай.

Первые месяцы войны выявили, к сожалению, серьезные недостатки МБР-2: тихоходные самолеты могли осуществлять военные действия только под прикрытием истребителей,а без них становились легкой добычей противника. Тогда изменилась тактика использования МБР-2, они стали работать преимущественно в ночное время. По ночам самолеты МБР-2 уходили бомбить аэродромы противника. Они оказались настоящим «ночным кошмаром» для противника в прямом и переносном смысле. Со временем была определена эффективная тактика, при которой удары по объектам противника выполнялись одиночными МБР-2 с интервалом в 15-30 минут. Такие ночные налеты МБР-2 не просто изматывали фашистов - на их счет приходится львиная доля потерь самолетов на гатчинском аэродроме, занятом противником. При этом ни один МБР-2 не был сбит.

Если самолеты садились на воду, их деревянную обшивку требовалось просушить. Техники вытаскивали самолет на сушу, разводили костры, которые прогревали прибрежный песок. Песок загружали в мешки и обкладывали корпус самолета. Сушка занимала несколько часов. Иногда использовали бидоны с горячей водой, реже электролампы. Все зависело от условий.

Еще из истории Горавалдайского авиационного узла: зимой на замерзшее озеро садились истребители прикрытия И-16, И-15 бис, ночные бомбардировщики на лыжном шасси У-26.

Во время подготовки к окончательному снятию блокады осенью 1943 года к югу от Горавалдайского озера на месте лесной просеки была построена взлетно-посадочная полоса. Она позволяла принимать штурмовики ИЛ-2 и даже тяжелые самолеты Пе-2.

Новый аэродром строился настолько скрытно, что противнику так и не удалось его обнаружить. С сентября 1943 года до мая 1944 года сухопутный аэродром Гора-Валдай был местом базирования 35 штурмового авиаполка 9 штурмовой авиадивизии. Вернувшиеся с задания самолеты тут же закрывали срубленными елками, сверху это выглядело, как обычные лесные заросли.

Появление штурмовиков на Ораниенбаумском плацдарме оказалось для врага очень неприятным «сюрпризом». После успешных наступательных операций весны 1944 года на аэродромах в Борках и Гора-Валдай были сконцентрированы летные силы, пробившие Нарвский рубеж фашистов, с них же в августе-сентябре 1944 года началось стремительное наступление на Прибалтику.

После войны с ноября 1946 по июнь 1948 года на базе Гора-Валдай находилось управление 19 минно-торпедной дивизии, позже переведенной в Лебяжье. Сухопутный аэродром некоторое время использовался как место хранения самолетов. На гидроавиабазе до 1990 гг. размещались склады ВВС ВМФ, потом запасной командный пункт Балтийского флота.

За Шепелево возле съезда к маяку расположен мемориал «Балтийцам». На мемориальных досках выбиты имена более 700 летчиков, погибших при выполнении заданий в годы Великой Отечественной войны. Их братской могилой стали воды Финского залива, как и для многих морских пехотинцев на мемориале «Защитникам Отечества» в Устье.

Более подробно о действиях авиации Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны музей рассказал на выставке, посвященной летчикам КБФ.

Оксана НИКИТИНА, младший научный сотрудник Сосновоборского городского музея

Рекомендуемые новости

Рубрики новостей

Последние видео

Фотоархив