Сколько их, потерявших на фронтах Великой Отечественной войны не только жизнь, но и имя? Оставшихся в санитарных захоронениях, а то и просто в воронках, в окопах, в болотах? Похоронные команды порой даже не успевали наносить захоронения на карту… Восемьдесят лет прошло как отгремели последние залпы, а родственники и поисковики по-прежнему ищут в архивах сведения о тех, кто не вернулся с войны. Иногда – находят, и это – большая удача. Остальные – так и остаются неизвестными, выполнившими свой воинский и человеческий долг. И именно о них в первую очередь – слова Ольги Берггольц о том, что никто не забыт и ничто не забыто.
Во время Великой Отечественной войны без вести пропали около пяти миллионов солдат, и больше всего – из бывшего Советского Союза. Это объяснимо, ведь именно СССР принял на себя основную тяжесть той страшной войны. Поэтому и День Неизвестного солдата имеет для нас огромное значение.
День Неизвестного солдата установлен в России в 2014 году. Его отмечают 3 декабря, посвящен он памяти советских и российских солдат, павших в боях за Родину и остающихся безымянными – пока, потому что каждый год поисковики устанавливают имена. Потихоньку, помаленьку – но устанавливают. А 3 декабря было выбрано потому, что именно в этот день, почти шестьдесят лет назад, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы в подмосковном Зеленограде к Кремлевской стене и захоронен с воинскими почестями.
В этот день люди приходят к братским захоронениям, приносят цветы, вспоминают о своих родственниках-фронтовиках.
Сосновоборцы тоже пришли к могиле Неизвестного солдата на мемориале «Защитникам Отечества» в Устье. Памятное мероприятие организовали сотрудники Сосновоборского городского музея, который в свое время и начинался со сбора материалов о защитниках Ораниенбаумского плацдарма.
Военные моряки, ветераны спецоперации, бойцы поисковых отрядов, школьники, студенты, активисты общественных организаций, жители города... Перед собравшимися выступили заместитель начальника Учебного центра ВМФ Сергей Морозов, заместитель командира поискового отряда «Сосновый Бор» Алексей Кузьмин, представитель Ассоциации ветеранов специальной военной операции Алексей Петраков. Звучали слова благодарности павшим героям и стихи. Говорили и о том, насколько сейчас важно сохранять историческую память
В память о тех, кто защищал интересы нашей страны в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане, в других регионах, была объявлена минута молчания.
В Сосновом Бору и окрестностях тоже есть захоронения неизвестных защитников Отечества. Одно из них – на Устьинском мемориале, где и проходила торжественно-траурная церемония. Есть еще могила в Липово, там похоронены защитники Ораниенбаумского плацдарма – а больше о них пока ничего неизвестно. Но история постепенно открывает свои тайны, и яркий тому пример – мемориал в Ракопежах, где около года назад появилась новая табличка с десятью именами. До этого – было известно одно, разведчика 5 ОБМП Михаила Андрианова, погибшего в 1942 году вместе с двумя товарищами, чьи имена так и остались неизвестными.
Десять имен – результат поиска, который организовали активисты «Российского Союза ветеранов Афганистана» Илья Сикорский и Михаил Солодских. Поиски в Центральном архиве ВМФ дали результат, удалось установить имена нескольких защитников легендарного плацдарма. Все они были бойцами роты разведки. Теперь мы знаем не только имена, но и то, как некоторые из них выглядели – нашлись четыре фотографии, а у одного из тех, кто похоронен в Ракопежах, оказались родственники.
Пока что нет имен на мемориале в деревне Сюрье. Открыт он несколько лет назад, по инициативе старосты деревни - работника Ленинградской атомной станции Михаила Михалева и при участии других жителей деревни. В Сюрье, где постоянно живут в том числе и работники сосновоборских предприятий, в военные годы действовал 216 медсанбат. Ораниенбаумский плацдарм находился фактически в двойной блокаде, и продовольственные нормы здесь были еще ниже, чем в Ленинграде. Рацион раненых тоже был скудным. От голода и ран умирали многие, хоронили их тут же возле Сюрье – такие же изнуренные от постоянного недоедания были медсестры и санитары… И поиск начался, можно сказать, случайно – кто-то искал своих родственников и скопировал страничку из документа, которого пока нет в свободном доступе. Архивы открываются не сразу, так что главный поиск у историков еще впереди. И, возможно, некоторые имена тех, кто навсегда остался покоиться в болотах, будут установлены, и это солдаты перестанут считаться неизвестными.
Важное событие произошло месяц назад в Глобицах. Об этом рассказал заместитель командира поискового отряда «Сосновый Бор» Алексей Кузьмин. 12 ноября на мемориале в Глобицах предали земле останки двух бойцов, погибших под Копорьем. Увы, они остались безымянными. Несмотря на то, что у одного из солдат был при себе документ – доверенность на получение денег, - бумага за восемьдесят с лишним лет истлела. Но теперь известно, кто они, погибшие в страшном августовском бою – бойцы 2-й Ленинградской дивизии народного ополчения. Известно, как они погибли.
Это было в конце августа 1941 года. Тяжелейшие бои на подступах к Копорью. Ситуация критическая, обескровленная дивизия ополченцев держалась из последних сил. В бой бросили последний резерв – курсантов Ново-Петергофского пограничного училища и свежие роты ополченцев. С приказом – продержаться трое суток. Курсанты и вновь прибывшие ополченцы продержались больше двух недель. Благодаря этому 8-я армия смогла избежать окружения, отойти по Петергофскому шоссе и закрепиться на плацдарме. Плацдарм держался до самого 1944 года, когда именно с него началось наступление, положившее конец блокаде. И за это отдали свои жизни двое ополченцев, чьи имена пока не установили. А бывает и наоборот – несколько лет назад в тех же Глобицах захоронили солдат из санитарного захоронения. Они погибли в бою, данные о котором сохранились – и даже имена уже были на мемориале. А само захоронение не могли найти несколько десятилетий, потому что те, кто этих солдат хоронил, неточно указали место на карте – в первые месяцы войны многое делалось в спешке… Но историческая справедливость восторжествовала тогда – так непременно будет и с этими двумя солдатами, которые пока безымянные, но о них не забыли и теперь уже не забудут. А поисковики – продолжают работу, в том числе и поздней осенью, и зимой.
Земля не раскрыла всех своих тайн, связанных с Великой Отечественной войной, но постепенно это делает – каждый год находят свой последний приют на мемориалах те, кто когда-то ценой жизни отстоял нашу страну. И пока что много секретов хранят архивы – их открывают постепенно, когда истекает срок давности.
Конечно, не скоро еще захоронят последнего солдата, погибшего на той войне, и установят его имя. Но этот момент непременно настанет.
Ирина ПОЛЯКОВА




























