Сосновый Бор Среда, 08 Мая 2024

«Я к микрофону встал, как к образам…»

«Я к микрофону встал, как к образам…»


25 января 2021 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 83 года. Многие его ровесники спокойно (ну, или относительно спокойно, если принять во внимание события, которых Высоцкий не увидел) дожили до нашего времени. Некоторые – продолжают радовать слушателей новыми песнями – и дай им Бог еще столько, и пол столька, и четверть столька...



А интересно, как бы отнесся Владимир Семенович к событиям 90-х? Нашел бы он себе место в изменившемся мире? Какие темы его бы волновали? Когда-нибудь автор очередной альтернативной истории, возможно, об этом и напишет, а мы можем только гадать – и вспоминать самого Высоцкого, его время, его песни, по-прежнему актуальные.


25 января сосновоборцы собрались в Городском культурном центре «Арт-карусель», чтобы слушать и вспоминать. Собрала всех вместе Светлана Акулова – кстати, одна из участниц спектакля «Высоцкий», который зрители, к сожалению, увидели всего один раз, год назад. Любителей Высоцкого в нашем городе немало – среди людей самого разного возраста и разных музыкальных вкусов. Как был он при жизни близок всем – так и остался, хотя с того момента, когда он покинул этот мир, прошло уже сорок с лишним лет.


Сергей Грибков увлекся творчеством Высоцкого еще в школе. Именно это и привело его в свое время в клуб самодеятельной песни «Ингрия», которым он руководит много лет, где познакомился с другими любителями, исполнителями, коллекционерами… Высоцкий изменил его жизнь, и Сергей этого не скрывает. И уже много лет дважды в год, в июле и в январе, Сергей обязательно ездит в Москву, там собираются любители творчества Высоцкого со всей страны. Встречаются, обмениваются записями и книгами, говорят о новых проектах и программах. Высоцкий, кстати, был не только замечательным поэтом, но и исполнителем, благодаря которому остались жить многие песни, считавшиеся народными – авторов никто до их пор не знает (но все тайное когда-нибудь становится явным, так что и у авторов этих песен есть шанс). Высоцкий тоже авторов не знал – слышал это все во дворах. Несколько таких песен Сергей и исполнил.


Тематика у Высоцкого была самая разнообразная. Поскольку он был незаурядным актером, то слушатели принимали все это за чистую монету и порой удивлялись, когда выяснялось, что он не сидел в тюрьме, не воевал, не был боксером или бегуном на длинные дистанции.


Долгое время Высоцкого почти никто не пел. Опасались. Очень уж мощный напор был нужен – нельзя же исполнять песни хуже, чем он сам. Но прошло время, манера не то, чтобы забылась – но стало понятно, что петь на самом деле можно, только копировать не надо - это все равно не получится. А если выбрать другую манеру исполнения – можно найти новые краски. И они у всех разные, эти краски, и у каждого – свой Высоцкий. У Павла Меденникова, Ирины Ивановой, Егора Гаврикова, Евгения Иванова, Светланы Акуловой, Юрия Иванова, Олега Тарасова…


Таким уж всеобъемлющим он был.


Венера Вафина и Любовь Смирнова прочитали стихи Высоцкого – без гитары они тоже очень хорошо звучат. А об этом ведь он и мечтал – чтобы стихи его можно было воспринимать в отрыве от музыки и от личности исполнителя.


Высоцкого все же нельзя воспринимать в отрыве от общего культурного контекста. И это ярко показал Александр Привалихин, связав стихи Высоцкого со стихами другого выдающегося поэта того времени – Наума Коржавина. Коржавин родился намного раньше, умер на несколько десятилетий позже. И это, кажется, наиболее наглядно показывает, насколько коротка была жизнь Высоцкого – и сколько еще он мог бы успеть!


Он оставил огромный след в русской культуре. И как поэт, и как прозаик, и как актер. Он по-прежнему любим – даже сейчас, в свои 83, до которых он не дожил сорок с лишним лет — половину своей жизни.


Ирина ПОЛЯКОВА

Рекомендуемые новости