Сосновый Бор Суббота, 20 Апреля 2024

В Петергоф, но в другую сторону

В Петергоф, но в другую сторону

Лето – замечательный повод покататься по окрестностям. Особенно в этом году, когда в Сосновом Бору ничего не происходит – и кажется, что концерты, фестивали и выставки отменены уже навсегда и что не остается другого выбора, кроме как трястись в самоизоляции и выкладывать кучу денег за всякие анализы. Но выход всегда есть – в окрестностях немало интересного и не особенно изученного.

Ну что, поехали в Петергоф? Кто-то скажет – да я эти фонтаны уже наизусть знаю, тысячу раз были. Да, но в Петергофе есть не только фонтаны. Там вообще-то несколько тысяч достопримечательностей – этакий Гений Места. И сегодня мы отправимся вовсе не к Самсону, раздирающему пасть льва. И лучше поедем на электричке.

Добираемся до станции «Новый Петергоф». Любуемся воздушными замками Бенуа – они бы были еще воздушнее, если бы барон Штиглиц, один из инвесторов железной дороги, не отказался финансировать бесполезные ажурные башенки, которые служили бы только для украшения. Памятник барону стоит тут же на вокзальной площади, но мы сегодня туда не пойдем – в крайнем случае, заглянем, когда будем возвращаться обратно.

Сегодня мы не пойдем туда, куда все. Мы не станем даже переходить железную дорогу, а направимся к интересным таким красным кирпичным строениям, которые очень хорошо видны – только поле перейти, а через него ведет дорожка.

И вот мы в Суворовском городке. Тут есть улица Суворовцев. А еще – Юты Бондаровской и Володи Дубинина, пионеров-героев, погибших в Великую Отечественную войну. При чем тут Володя, я не знаю, а Юта – очень даже при чем, она каждое лето жила в Петергофе.

Загадочное место? И еще какое! Этот городок – не что иное, как казармы 148 пехотного Каспийского полка. Построены они в начале прошлого века. Сам полк был сформирован в 1863 году из нескольких воинских частей – двух резервных подразделений и Одесского пехотного полка. Среди наиболее известных личностей – поэт Семен Надсон, кумир молодежи 60-х годов позапрошлого века.

Самый известный боец Каспийского полка – рядовой Алексей Данилович Макуха, герой Первой мировой войны, которому присвоили сразу все степени Георгиевского креста. Он был захвачен в плен австрийцами на Буковине, в районе деревни Залещики. Австрийцы после массированного обстрела захватили одно из русских укреплений, которое обороняли каспийцы. Макуха был захвачен в плен, его допрашивали, но отвечать он отказался. Тогда его подвергли пытке – вытянули язык и кинжалом рассекли на две части. Он выжил, наступающие русские войска его освободили и доставили в лазарет. Ему наложили швы. В ответ на это русское командование лишило австрийских пленных офицеров права носить оружие.

Еще один известный каспиец, ставший генералом и Героем Советского Союза – Федор Андреевич Волков. Высокое звание он получил за форсирование Вислы в Великую Отечественную.

Каспийский полк участвовал в русско-японской войне, о чем напоминает полуразрушенный памятник – его в свое время поставили военнослужащие этого полка в память о своих боевых товарищах. Стелу когда-то венчал двуглавый орел – в годы советской власти он исчез. После революции царскую символику убирали отовсюду, исчезла и фигура солдата.

Вообще остается открытым вопрос, почему после революции памятники в Суворовском городке вообще не снесли – как сносили многое, имевшее отношение к царской армии. Не уничтожили его и немцы, захватившие Петергоф осенью 1941 года. Несколько лет назад местные краеведы вроде бы получили от администрации согласие восстановить этот памятник, но пока видимых шагов в этом направлении нет. Памятник был поставлен в 1911 году, создали его скульптор А.К. Миняев и архитектор М.Я. Харламов.

Неподалеку от памятника каспийцам есть еще один, небольшой, одному из первых российских авиаторов Михаилу Георгиевичу Балабушке. И вот у него-то довольно странная судьба. Памятник поставили в 1913 году, через некоторое время после гибели летчика. А вот после революции его снесли и закопали. Что плохого сделал советской власти авиатор, который и до революции-то не дожил, не говоря уже о том, чтобы служить в Белой армии – так и останется тайной.

Однако в конце прошлого века при земляных работах, когда строили общежитие 61 профтехучилища, при рытье котлована на него наткнулись строители. Откопали - и снова поставили, а также расчистили к нему дорожку, теперь сюда приносят цветы.

Биография этого летчика довольно хорошо известна. Родился он 24 августа 1888 года в Измаиле. Отец был генерал-майором в отставке, в семье было пятеро детей. Осле Одесского кадетского корпуса Балабушка поступил в Николаевское инженерное училище, откуда вышел в чине подпоручика в 1909 году. Службу начал в саперном батальоне в Вильно, но прослужил там недолго – его направили учиться в Гатчину, в недавно открывшуюся школу воздухоплавания. За отличное окончание получил орден Святого Станислава, там же его произвели в поручики. Был зачислен в 18 корпусной авиаотряд.

Весна 1913 года оказалась для него трагической. Он на своем «Ньюпоре» ударился головой о кожух аэроплана, получил кровоизлияние в мозг. В кабине были предусмотрены ремни безопасности, но летчики обычно ими не пользовались, это считалось дурным тоном. Его доставили в Дворцовый госпиталь, но спасти не удалось. Похоронили летчика на Волковом кладбище в Петербурге, а на церемонии прощания присутствовали все офицеры 1-й авиационной роты - практически все они были выходцами из 148 Каспийского...

После революции полк был расформирован. В военном городке обосновалось Ново - Петергофское военно-политическое училище пограничных войск НКВД. Курсанты сыграли заметную роль в боях в районе Копорья в самом начале войны. Во время войны, как и многие другие учебные заведения, Петергофское училище было эвакуировано и обосновалось в Саратове.

А после войны в военном городке Каспийского полка обосновались суворовцы – курсанты Ленинградского Суворовского пограничного военного училища. Там они обитали до 1960 года. Поначалу суворовские училища создавались для мальчиков, чьи родители погибли на фронте. Потом туда стали принимать всех, кто решил выбрать военную карьеру. Это было среднее специальное учебное заведение, после которого многие ребята поступали в высшие военные училища – в Петергофе таких было несколько, в том числе военно-политическое.

В конце прошлого века рядышком находился Дворец культуры «Самсон», в котором происходило немало интересного. Какое-то время здесь была одна из самых популярных площадок для бардовских концертов. Сейчас в здании располагаются то одна организация, то другая, и кажется оно неухоженным и неуютным.

Вообще городок являет собой загадочное зрелище. Здесь поселились самые разные учреждения – есть библиотека, художественная школа, отделение судебных приставов и даже администрация Петродворцового района. Несколько казарм пустуют – и пока непонятно, кто и как будет их использовать.

Такое вот странное место – прямо рядом с одной из наиболее популярных железнодорожных станций Балтийского направления.

Ирина ПОЛЯКОВА

Рекомендуемые новости