Сосновый Бор Понедельник, 15 Декабря 2025

Малая дорога к большой жизни

Малая дорога к большой жизни

В День Победы на форту «Красная Горка» было не протолкнуться. Стало уже традицией приезжать сюда после официальных торжественно-траурных мероприятий, которых в Сосновом Бору и Ломоносовском районе было в эти дни очень много.  За пару десятилетий форт, который когда-то был центром Ораниенбаумского плацдарма, превратился в самый настоящий музейный центр.

Вот и в этот раз здесь открылся новый музей – Малой дороги жизни. В историческом здании времен Первой мировой войны, которое к этому событию хорошо отремонтировали.

Страницы военной истории открываются постепенно. Очень долго о Малой дороге жизни говорить было не принято. Как, впрочем, и о многих других событиях. И в значительной степени по политическим соображениям – в конце 40-х – начале 59-х годов прогремело печально знаменитое «Ленинградское дело». Касалось оно партийных и хозяйственных руководителей разного ранга, однако, как это очень часто бывает, задето оказалось многое. Закрыли музей блокады, был негласный запрет обсуждать эту тему, а соответственно, и Приморский плацдарм, и форты.  Память начала возвращаться после реабилитации фигурантов «Ленинградского дела», а в полный голос заговорили о плацдарме в середине 60-х.

Малая же Дорога жизни оставалась таинственной темой – даже те, кто уезжал с плацдарма в эвакуацию, не особенно охотно рассказывали о том, каким путем их везли. На самом же деле роль Малой дороги жизни трудно переоценить: по ней на плацдарм поступали продовольствие и боеприпасы, по ней эвакуировали мирных жителей, по ней же перебрасывали войска и технику, которой предстояло начать операцию по полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

Это была целая сеть ледовых дорог – одна из них, на Кронштадт и Лисий Нос, пролегала примерно там, где сейчас дамба, другая – от Шепелевского маяка на острова. Работать она начала в ноябре 1941 года – зима в тот год была суровой, началась рано, и в какой-то степени это было хорошо, потому что установился прочный лед. Две следующие зимы были мягкими, состояние ледового покрова менялось, его прочность приходилось постоянно контролировать, но все равно машины часто уходили под лед.  А дорога на острова пересекалась с немецкой ледовой трассой, которая проходила между Стирсудденом и Усть-Лугой… Довольно часто приходилось использовать и другой транспорт – традиционный для наших мест гужевой, а также буера. Был момент, когда не смогла доехать машина с теплым обмундированием – в первые месяцы его тоже не хватало, и об этом тоже было не очень принято говорить. Словом, у историков, которые занимаются этой темой, впереди еще очень много работы.

Музейная тема возникла несколько лет назад, когда об этом впервые заговорил Президент России В.В. Путин. Памятные знаки в конечных пунктах были – в Малой Ижоре (к нему особо-то и не подойдешь, уже давно идет речь о том, чтобы его немного перенести, чтобы было видно с дороги, но воз и ныне там), в Кронштадте и Лисьем Носу. Место для официального музея пока что не определено. А вот музей на форту – появился.

О нем рассказал руководитель военно-исторического общества Александр Сенотрусов. В этом здании когда-то находилось Караульное помещение железнодорожной станции «Алексеевская».

В новом выставочном пространстве сейчас несколько экспозиций. В одном из помещений – пункт пропуска военного времени. Интерьер такой, каким он и был в то время – окошко, через которое проверяют документы, мебель, предметы на столе. Есть и нары – водители могли и отдохнуть. И печка аутентичная – ее сделал сосновоборец Дмитрий Максименко. А в окнах – виды, которые были перед глазами у тех, кто в этой комнате находился. Панно сделала Кристина Агеева.

В одной из комнат – фотовыставка, посвященная современной истории форта.  Вообще-то история борьбы за то, чтобы он не только сохранился, но и стал любимым местом для многих и многих людей. История эта полна драматизма, но форт выстоял, как выстоял и восемь десятилетий назад.

Марина ПЕТРОВА

Рекомендуемые новости

Рубрики новостей

Последние видео

Фотоархив