
На прошлой неделе в Библиотеке семейного чтения в Большой Ижоре состоялись Гаген-Торновские краеведческие чтения. С докладами выступили сотрудники библиотеки, краеведческого музея города Ломоносова, военно-исторического общества «Форт Красная Горка».
…Практически всегда и везде местное население относилось к дачникам несколько настороженно. Сложившиеся сообщества неохотно принимают в свои ряды чужаков, приезжающих на время, постоянно живущих где-то там, за тридевять земель.
Но с семьей Гаген-Торн все было иначе. Их приезда соседи ждали – и в Лебяжьем, где они снимали дачу в начале века, и в Большой Ижоре, где семья жила летом, начиная с 1910 года, а дом их сохранился и по сей день. Тогда это был Приморский хутор.
Иван Эдуардович Гаген-Торн был выдающимся хирургом, профессором Военно-медицинской академии, а вообще эта семья дала России несколько военных врачей.
Местных жителей Иван Эдуардович лечил бесплатно. Все лето проводил в разъездах по деревням. А однажды даже сделал сложную операцию крестьянской девочке – прямо здесь, в своем доме, потому что других возможностей спасти ей жизнь не было. И местные жители отплатили добром за добро – когда после революции у более или менее состоятельных людей начали отнимать не только дворцы, но даже и скромные дачные дома, бывшие пациенты заступились за доктора перед комбедом, и семью никто не тронул.
В поездках по деревням Ивана Эдуардовича часто сопровождала дочь. Тогда она и познакомилась с жизнью и обычаями местных жителей – в основном ижор. Врачом она не стала, но стала этнографом. И жизненные принципы, которые сформировала семья, очень помогли ей потом – на ее долю выпало все, что могло произойти с человеком из семьи интеллигенции, после революции оставшимся в Советском Союзе.
Она получила хорошее образование. Гимназия, затем – Петроградский университет, факультет общественных наук. Аспирантура, фольклорные экспедиции, участие в работе литературных кружков. Стихи и прозу начала писать в студенческие годы, дружила с Андреем Белым – до самой его смерти. Стихи ее ценились и публиковались, но относились они к Серебряному веку, а тема эта в советское время стала не то, чтоб запретной, но какой-то неявной. Поэтому к читателю они пробивались трудно, и думается, что Нина Гаген-Торн пока еще не заняла в нашей литературе то место, которое заслужила. О поэзии Нины Ивановны рассказала сотрудница библиотеки Дарья Аристова. Другой доклад - Натальи Федосюк был посвящен преемственности творчества в этой семье. Как это было принято в семьях интеллигенции, интересовались здесь всем: вели философские споры, играли на музыкальных инструментах, рисовали – жизнь была насыщенной и яркой, в том числе и на даче.
Нина Гаген-Торн – человек своего времени, и время это было очень интересное, хотя и непростое. Об одном из ее современников, имя которого в свое время было хорошо известно в наших краях, рассказала научный сотрудник краеведческого музея Валерия Игнатенко. Герой ее рассказа – Евгений Александрович Евсеев, первый секретарь Ораниенбаумского райкома партии в годы Великой Отечественной войны. Именно на его долю выпало то, что сейчас называют оргвопросами – координация работы колхозов и промышленных предприятий, организация партизанского отряда, школы, оборонные работы, эвакуация… Никто не отменял и плана – а поди его выполни, когда количество населения в районе сократилось в десять раз! После войны руководителя забыли – он подпал под печально знаменитое ленинградское дело и отправился в места не столь отдаленные… Потом был реабилитирован, и вот настало время возвратить его имя в строй героев войны, чем и занимаются ломоносовские краеведы.
Еще об одном современнике – художнике Алексее Бухалове – рассказала Дарья Сакулина. Материалов о нем пока мало, в ломоносовском музее есть пять его картин, и это – одной из перспективных направлений поиска.
Председатель военно-исторического общества «Форт Красная Горка» Александр Иванович Сенотрусов познакомил собравшихся с другими известными дачниками, которые отдыхали в наших краях, а краевед Наталья Коломейчук остановилась на публикациях, посвященных Нине Ивановне Гаген-Торн.
Кстати, публикаций много, и сотрудники библиотеки организовали отличную выставку. Научные работы, стихи, рассказы – из советских изданий и эмигрантских, в журналах, которые издавали бывшие политзаключенные и опубликованные в самиздате (это отдельная тема!). Очень много для сохранения наследия Нины Ивановны сделала ее дочь Галина Юрьевна.
Конференция получила высокую оценку у представителей Ленинградской областной научно-информационной библиотеки. А потом все желающие смогли посетить дом Гаген-Торнов, сейчас его хранительница – внучка Нины Ивановны Ольга Яковлевна Гаген-Торн. В доме сохранилась дачная обстановка начала прошлого века – на самом деле она была восстановлена, потому что с этой дачей произошла еще одна невероятная история. Когда Нина Ивановна находилась в лагерях и в ссылке, здесь жили местные рыбаки. Но после ее возвращения – дом вернули!
В заключение. Гаген-Торновские чтения ранее проходили в библиотеке, когда она еще была поселковой. Но лет пять уже их не было, и вот теперь решили восстановить и сделать традиционными. Закрытых страниц в истории Большой Ижоры и соседних поселков еще немало, так что наверняка любителей истории впереди ждут интересные открытия.
Ирина ПОЛЯКОВА