Лето в Сосновом Бору – просто мечта! Ласковое море, белый песок, чистый лес – если и бывает рай на нашей планете, то это он. Но в этой бочке меда постоянно появляется деготь, и вовсе не какая-то там ложка из пословицы, а полное ведро! Вот и стала заголовком строка из популярной в молодежной среде песни про испорченный рай...
Тоннель, но без света в конце
Жарким субботним или воскресным днем «липовская прямая» являет собой зрелище не для слабонервных. И не только она. Два ряда стоящих вплотную друг к другу автомобилей в иные дни тянутся от Кандикюли до Ручьев. Автобус идет как по тоннелю. Порой ему и остановиться-то негде – разворотное кольцо в Липово занято. Ну, это, как говорится, наименьшее из зол – как раз в этом случае ГИБДД имеет полное право отправить автомобили нарушителей на штрафстоянку, и владелец должен будет компенсировать расходы. А вот с автомобилями на обочинах дело обстоит несколько сложнее – где-то они нарушают правила парковки, где-то – нет. Но в любом случае машины, припаркованные со стороны биатлонной трассы, создают опасную ситуацию на дороге. Наиболее ушлые и наименее совестливые даже на велодорожке умудряются встать.
А потом наступает вечер, и все это автомобильное великолепие начинает двигаться в сторону Северной столицы. Вернее, даже не начинает – просто пытается. Все последние недели субботнее или воскресное вечернее путешествие из Соснового Бора в Питер – так себе удовольствие! В прошлое воскресенье пробка медленно перемещалась от Кандикюли до Ломоносова, по дороге в нее вливались не менее роскошные потоки автомобилей с Красной Горки и из Пеников. Внутри беспомощно ползли рейсовые автобусы, в результате безнадежно отставая от графиков. (Ну да, некоторую роль сыграл и ремонт дороги, хотя роль эта и не главная).
Закон не писан
Вторая проблема – автомобили в прибрежной полосе. Заезжать сюда нельзя, и только ленивый не видит этого запрета, потому что аншлаги размещены на каждом столбе. Как и объявления о том, что в природном парке «Липово» запрещено ставить палатки и разводить открытый огонь. Но – ставят, разводят... Даже целые автопоезда располагают в прибрежной полосе – мол, мы отдыхаем, и не трогайте.
Рейды в этом районе проводятся регулярно. Штрафы выписываются тоже регулярно. Но… Владельцы палаток реагируют просто – давайте мы вам за все заплатим, только вы от нас отстаньте, мы хотим отдыхать рядом со своими машинами, мангалами под орущую из динамиков музыку... Потому что штрафы – мизерные, они гораздо меньше, чем снять, например, домик на базе отдыха.
Глава Сосновоборского городского округа Михаил Воронков предложил выйти в областной ЗАКС с законодательной инициативой - увеличить размеры штрафов, причем значительно, чтобы они были ощутимыми. На законопослушных граждан такая мера никак не повлияет – не нарушаешь ничего, так и платить не придется.
Это, конечно, лишь одна из возможных мер и может лишь снизить остроту проблемы, но саму проблему не решит.
Зеркало глобальных проблем
Прежде, чем начинать искать выход из ситуации, надо бы понять, как и почему эта ситуация сложилась. Сосновоборский «пляжный кризис» обусловлен многими причинами.
Свою лепту внесла политическая ситуация. Многие зарубежные курорты сейчас для россиян закрыты, и в первую очередь – в соседних странах. Те, кто привык кататься на выходные в Прибалтику или Финляндию, сейчас облюбовали побережье в Ленинградской области. Что касается другого берега Финского залива – то там сплошь пансионаты, платные пляжи и тому подобные удовольствия не для всех. Едут, конечно, и туда, многие едут, и ситуация в выходные там ничуть не лучше, чем у нас.
Второй момент – планомерное исчезновение пляжей на других водоемах. Если вспомнить, что было в Сосновом Бору всего-то двадцать лет назад… Купались мы не только в заливе и на карьерах. Еще можно было войти в воду Глуховки – многие годы там существовал «детский пляж». И на Коваше – в районе моста у рыбозавода, возле бывшего яхт-клуба и много где еще. Сейчас в этих местах мало кто отдыхает, а на Глуховке так и вовсе нельзя.
Если бы это было только у нас – все было бы нормально. Нам Липова, Ручьев и городского пляжа, плюс два карьера, хватит с лихвой. Но ведь этот процесс идет по всей округе. При том, что наш регион – не только приморский, но также речной и озерный, мест для качественного отдыха на природе становится все меньше, а в некоторых районах их и вовсе нет. Вот и стремятся все к нам, на благословенный берег Финского залива между Большой Ижорой и Сосновым Бором. И едут сюда не только уставшие от большого города петербуржцы, но и гости с другой стороны – со стороны Усть-Луги, где залив, конечно, есть, но занят под другие цели.
В Петербурге – вообще катастрофа. Как посмотришь, где там народ купается – волосы дыбом становятся. А ведь купались, купаются, и купаться будут, несмотря на запреты. Потому что даже в таком урезанном виде это лучший отдых для многих. На три огромных района Северной столицы – один скромненький пляж в Ломоносове и еще парочка совсем мелких, которые и на карте-то не найдешь.
Вариант спасти сосновоборское побережье – всего один. Создавать или восстанавливать такие зоны отдыха на других водоемах. В каждом районе. И чтобы места было достаточно. Конечно, поставить знак, что купаться запрещено, проще, чем вычистить дно и навести порядок на берегу. Даже без грибочков да скамеек можно обойтись, вот ей-Богу.
Если посмотреть, сколько территорий благоустроено по проекту «Создание комфортной городской среды» - душа радуется. Парки, скверы, аллеи, набережные. Дворы даже. А сколько среди всего этого великолепия пляжей? Мало. Почти нет. А могли бы быть. И даже со скамейками, раздевалками и – о, чудо! – общественными туалетами.
Туалеты – это отдельная проблема. Да, в Липово его на лето ставят. Но… Коврики и покрывала с распростертыми на них телами – от Ручьев и до Кандикюли. И, заметим, с шашлыками, соками и не только соками. И все съеденное и выпитое потом куда-то должно деваться. Куда? Правильно. В лесополосу от Ручьев до Кандикюли. Результат предсказуем. За грибами в эти места в последующие дни ходить не рекомендуется.
Можем ли мы что-то сделать в отдельно взятом городе? Кое-что можем. На уровне предложений соседям и властям нашего и соседнего регионов. И это не только штрафы. Разумеется, машины тех, кто паркуется с нарушениями, необходимо эвакуировать. Но для этого нужна более или менее вместительная штрафстоянка и силы у правоохранительных органов.
Более же всего прочего нужна программа создания, восстановления и содержания пляжей. В Петербурге и Ленинградской области. На разных водоемах, в том числе там, где сейчас народ в силу разных причин купаться перестал. Или там, где ему нырять прежде не давали – например, посмотреть на сторону дамбы, обращенную к морю, на пруды и карьеры в пригородах Петербурга и сельских поселениях. Не ради запретов, а ради безопасности, комфорта и сохранения наших уникальных пляжей.
Марина ПЕТРОВА




























