Глуховка – популярное у сосновоборцев место отдыха. Несмотря на то, что берега и остров этой небольшой речушки всегда привлекали горожан, к самой реке до последнего времени никто серьезно не относился. Считалось, что это старое устье Коваша, многие настаивали, что даже название надо писать с маленькой буквы, потому что слово «глуховка» в местном говоре означало «старица».
При строительстве на нее тоже не особенно обращали внимание – ну старица и старица, частью заболоченная, чего про нее думать? То ливневку выведут, то течение перекроют в интересах народного хозяйства. Всерьез о ней задумались сравнительно недавно – места-то ведь и правда очень красивые, почистить бы только. Об этом не раз просили неравнодушные горожане. И тема стала особенно актуальной сейчас, когда красивый и благоустроенный Приморский парк стал очень привлекательным местом и для горожан, и для гостей. Хорошо бы и Глуховку привести в порядок.
Но прежде, чем что-то делать, нужно было понять, что же собой представляет столь привычная нам полузаболоченная река. Исследование, которое провели специалисты Государственного гидрологического института, дало очень интересные результаты! Оказалось, что Глуховка – никакая не старица, это самостоятельная река, просто, как и все реки водного бассейна Балтики, за последние столетия она очень сильно менялась – и по причине природных катаклизмов, и в результате деятельности человека. Так что писать название реки следует с прописной буквы, и никак иначе.
Если вспомнить историю (а исследователи изучили все карты наших мест, которые только есть – в отчете приведены пятнадцать исторических карт), то впервые название речушки появилось примерно триста лет назад. И там, на старых картах – две отдельные реки. Каждая – со своим истоком и своим местом впадения в залив, а было время, когда у Глуховки было даже два устья. И была речушка гораздо шире, чем сейчас – так что вполне возможно, что по ней могли ходить и небольшие суда. Что для рыболовецкой деревни – совершенно естественно, тем более что на тех самых старых картах деревня Устье как раз таки и расположена на берегу реки, но не Коваша. От нынешнего устья Коваша до деревни – расстояние довольно приличное. Впрочем, устье Коваша тоже за последние столетия сместилось на север.
Да, но соединялась ли она с Ковашом? Как и почему? Еще и сейчас можно видеть следы либо природных протоков, либо рукотворных каналов между реками. Так что работы хватит не только у гидрологов, но и у историков.
Но пока надо думать, что делать с Глуховкой сейчас. Для этого администрация Соснового Бора заказала исследование у ГГИ, и 12 декабря специалисты института представили свой доклад.
- Нам самим было очень интересно, - рассказывает заведующий отделом гидрологических процессов ФГБУ «Государственный Гидрологический Институт» Михаил Марков. – Раньше с такими реками мы не сталкивались. Мы подняли исторический материал, что позволило нам понять жизнь этой реки. А это позволило внести предложения по ее оздоровлению с учетом этих особенностей. Сегодня мы представили три варианта того, что можно сделать. Один из вариантов – вернуть все к тому состоянию, которое создала природа. Но парк у вас красивый и интересный, поэтому необходимо участь то, что уже построено. В любом случае выбор будет за администрацией.
Глуховка – река уникальная. Она совсем маленькая, но ландшафты – очень разнообразны. Тут тебе и дюны с соснами, и болотная растительность, и довольно густой ельник. Есть сильно заболоченные участки и совершенно чистые пруды. Откуда она берет свое начало? Как такового истока у нее нет, питание – дождевые воды и подземные источники. Русло – самый настоящий лабиринт. На водный режим оказали влияние самые разные факторы. Например, южная и северная части практически не соединяются, перетока воды нет, участок возле музея зарыт, там проложен коллектор – получается стоячий водоем. В нижней части обосновались бобры, которые строят свои плотины и перегораживают водоток. Кроме того, в нескольких местах – «народные» мостики, низко расположенные, и они тоже мешают движению воды. И, даже если просто прогуляться вдоль Глуховки, можно увидеть уже мертвые деревья, которые перегораживают русло. В результате изменений русла оказались они в воде, а потом погибли. Некоторые упали поперек реки.
Отсюда и заболачивание. В конце октября бобровую плотину снесли, водоток восстановился. По мнению гидрологов, если реку расчистить – заболачивание прекратится, местность начнет подсыхать.
Расчистка – дело вполне реальное, в России разработаны программы, которые позволяют решать подобные задачи. Но в любом случае надо решать, что делать с этой территорией дальше. Раз уж наша речушка оказалась уникальной – сохранить ее необходимо. И обустроить, увеличив тем самым туристическую привлекательность Соснового Бора.
Гидрологи предложили три варианта развития событий. Первый – самый масштабный, он же и самый дорогостоящий. Он подразумевает улучшение водообмена за счет притока воды из Коваша, снижение уровня воды там, где он слишком высок, осушение и рекультивацию части заболоченных территорий. Для этого потребуется сооружение земляных плотин, которые и соединят отдельные части природного парка. Некоторые условия для этого уже есть. А для начала необходимо убрать весь мусор, мертвые деревья и так далее.
Интересный проект, но у него есть свои минусы. Реализация подобной инициативы потребует довольно больших средств. Кроме того, в этом случае уровень Глуховки возле Волейбольного центра останется высоким, что приведет к переувлажнению и возможному заболачиванию прибрежных участков.
Второй вариант значительно дешевле. Предлагается вернуть систему в исходное состояние – соединить пруды у Волейбольного центра с той частью, которая соединяется с Ковашом. Он тоже предполагает изменение ландшафтов – предполагается хорошее дренирование и улучшение водообмена. Состояние реки улучшится, на месте болот появятся новые рекреационные зоны, а вот большие красивые участки будут уже не такими просторными и красивыми.
Третий вариант дает ответ на вопрос – а что будет, если вообще ничего не делать? Как будет вести себя застойная зона? Отдельные водоемы, на которые сейчас разделена Глуховка, будут заболачиваться, зарастать. Такой опыт есть, причем рядом – в Большом Куземкино, на Кургальском полуострове. Привлечь ландшафтных дизайнеров, которые сделают это все красиво, а природа управится с остальным. Появление красивого парка затянется на несколько десятилетий. Это самый дешевый и самый долгий вариант. Болота тоже очень интересны – там свой растительный и животный мир. При желании такой парк может стать и рекреационной зоной, и объектом изучения.
Любой из предложенных вариантов можно дополнить – например, создать небольшие пруды в районе часовни и городского музея. Такие проекты можно реализовать без глобального переустройства всей экосистемы.
Что именно лучше сделать в этом районе? Решать предстоит горожанам и городской администрации. Выбирать вариант, организовывать проектно-изыскательские работы с учетом того, что там есть и что хотелось бы видеть. И очень важно сохранить этот уникальный водный объект, который еще преподнесет немало сюрпризов и гидрологам, и краеведам.
Ирина ПОЛЯКОВА




























