Свершилось. 403 маршрут, который весь прошлый год висел на волоске и работал только благодаря тому, что администрация Сосновоборского городского округа очень просила перевозчика его не закрывать, все-таки с 1 февраля прекратил свое существование. Причина? Отсутствие пассажиропотока. Вне зависимости от дня недели и времени суток. Тема эта бурно обсуждается в социальных сетях, говорили о ней и на планерке в администрации. И, наверное, есть смысл попробовать разобраться, что же именно прогнило в датском королевстве и каким образом маршрут, который всего-то чуть больше года назад был супервостребованным, вдруг оказался нерентабельным.
Говорят, что все проблемы назревают постепенно, просто в какой-то момент количество переходит в качество и случается скачок. В данном случае, впрочем, никакого накопления сущностей не было. Маршрут стал нерентабельным одномоментно, чуть больше года назад, в ночь с 31 декабря 2024 года на 1 января 2025. 31 декабря автобусы ходили, как всегда – через полчаса, в крайнем случае – через сорок минут. А за ночь, как в сказке, карета превратилась в большую, комфортабельную, роскошную – но все же тыкву, поскольку промежуток между рейсами увеличился в четыре раза, то есть интервал составил уже не 30 минут, а два с лишним часа, если не больше. Плюс к тому – как-то резко перестали действовать банковские карты (социальные не действовали никогда), оплата – только наличкой, если нет – выходи из автобуса и добирайся домой через другие точки. Может быть, конечно, потом банковские карты и стали действовать, но лично мне путешествовать на этом автобусе резко расхотелось, хотя раньше ездила на нем часто.
Другие точки – это Парнас (40 минут на метро), или Автово (примерно столько же, пять станций по синей ветке, пять по красной, плюс время на пересадку). Или на 256 автобусе до Ленинского проспекта – почти полтора часа, то есть столько, сколько на 403 до Соснового Бора.
То, что при таком подходе этот быстрый и очень удобный маршрут обречен – стало понятно в первый же день. Так и получилось. Вместо того, чтобы соображать, как вернуть пассажиров, перевозчик пошел по сомнительному пути – сократил маршрут до Большой Ижоры, а затем увеличил плату. Позвольте, но в Большой Ижоре с транспортом и так более-менее – кроме сосновоборских автобусов, есть еще 672, 691, да и 671 кусочек поселка захватывает. Это Лебяжье и Сосновый Бор в медвежьем углу, а хуже всего жителям Шепелева и Гора-Валдая, где с транспортом все-таки еще беда, хотя и не столь катастрофическая, как при предыдущем перевозчике.
Обращения в областной комитет по транспорту результатов пока не дали. Нам объясняют, что из Соснового Бора в Санкт-Петербург можно добраться на 401 и 402 маршрутах, а также на электричке. Мы, конечно, это и сами знаем, но есть нюансы. В тот же самый день, 1 января 2025 года, на 401 вышли новые автобусы, в которых вместо 36 сидячих мест оказалось 19. При этом ходить они тоже стали заметно реже. В результате, если вдруг ты садишься не на начальной остановке – едешь два часа стоя или сидя на полу. С большим комфортом. Уменьшилось количество посадочных мест и в 402, но там хотя бы причина объективная – ремонт моста, когда лучше постоять, чем рухнуть в реку. И тоже интервалы большие. Народ стал пересаживаться на электрички, которые бывают забиты так, что невольно начинаешь вспоминать 70-е, когда никакого другого транспорта не было. И не всегда успеваешь купить билет, потому что и в Калище, и на 80 км – по одной работающей кассе, плюс по одному же автомату, а приложение действует не у всех. Так что тоже не без трудностей, да. И утверждать, что люди стали отказываться от автобусов потому, что резко полюбили электрички или все поголовно обзавелись личным транспортом, не совсем верно.
Все с точностью до наоборот – пассажиры ищут другие варианты, потому что их перестало устраивать качество автобусного сообщения. А почему оно ухудшилось? Автобусом дороже, конечно, но не только это. Изменение расписания популярных маршрутов, как мне объяснили в группе областного комитета по транспорту еще в конце позапрошлого года, связано с тем, что предполагается весь областной транспорт переориентировать не на метро, а на железнодорожные станции в Санкт-Петербурге.
В нашем случае это Ораниенбаум-1. Вместе с сокращением количества рейсов на 401, 402 и 403 предполагалось увеличить объемы на 673 и 673-а. Чтобы пассажиры спокойно доезжали до вокзала в Ломоносове, быстренько пересаживались на электричку (тактовое движение через 20 минут), или на городской автобус – и счастливо добирались туда, куда им надо. В расписании было заявлено по 17 рейсов одного и другого – и это расписание до сих пор висит на сайте областного комитета. Согласитесь, что если бы эта схема не провалилась, ситуация с транспортом в Сосновом Бору была бы очень хорошей, и жители соседних деревень тоже были бы довольны.
Но в реальности случилось именно то, о чем честно предупреждали опытные пассажиры – что эти автобусы, если маршруты как следует не раскрутить, будут возить воздух. Они и возили. В результате осталось четыре рейса одного, четыре – другого. И вот вопрос, а кто и как в этом случае рассчитывал пассажиропоток? Ну разве что в компьютерной игре, где сам задаешь условия. Но реальность всегда несколько сложнее. В результате количество рейсов до метро сократилось без всякой компенсации.
Что же будет с 403 маршрутом дальше? И будет ли? В Комитете по транспорту ответили, что комитет не принимал решения о прекращении работы маршрута. Этот маршрут работает по нерегулируемому тарифу, на основании свидетельства на осуществление пассажирских перевозок о смежном межрегиональном маршруте. Свидетельство может быть аннулировано, если перевозки не осуществляются в течение трех дней. Так что, теоретически, комитет может уже объявить конкурс на этот маршрут – конечно, если найдется компания, которая захочет его обслуживать.
В существовании этого маршрута оказались заинтересованы и жители Ломоносова (и они даже больше, чем сосновоборцы, поскольку время в пути между Купчино и улицей Федюнинского составляло 30-40 минут, в то время как на трех ныне действующих - в среднем полтора часа). Соответствующее обращение направил в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга депутат от Петродворцового района Михаил Барышников. Может быть, сообща и удастся вернуть маршрут. Будет ли 403 востребован в Сосновом Бору? Будет, если сделать его социальным. И если автобусы станут ходить несколько чаще, чем они ходили в прошлом году – пусть и не через полчаса, а, скажем, через час, но стабильно. Задача эта не из простых – наличия автобусов тут мало, нужны водители, а их сейчас не хватает везде. Но решать этот вопрос надо, потому что ситуация с междугородним транспортом в Сосновом Бору – так себе.
На планерке в администрации подняли вопрос и о сообщении с другими городами области – в частности, с Гатчиной, которая столица Ленинградской области, и с соседним Кингисеппом, куда сосновоборцев достаточно регулярно направляют лечиться, причем от очень тяжелых заболеваний. Опять все упирается в пассажиропоток. Прямой рейс на Кингисепп перестал ездить, потому что рейсы, и без того редкие (два раза в сутки, летом – три), очень часто отменялись. В результате расцвела пышным цветом система «соседской помощи за бензин», когда люди из прибрежных деревень просто договариваются, кто из владельцев личного транспорта кого повезет в Кингисепп или Сосновый Бор. Потому что такси тоже не особо охотно едут в те края, или заламывают такие цены, что позволить себе поездку могут только портовые рабочие.
Словом, с общественным транспортом надо что-то делать. Электрички-то у нас тоже могли бы ходить и почаще, и есть время, когда выбраться из города ну очень проблематично. В областном комитете по транспорту объяснили, что общественный транспорт в сторону Соснового Бора находится под особым контролем, однако пассажиры пока этого не почувствовали.
И пора бы всерьез задуматься еще на тему, что все маршруты из Соснового Бора в Санкт-Петербург проходят по единственной и не самой удобной дороге – через Лебяжье и Большую Ижору. А там случается всякое. То дорогу размоет, то мост трещит, то авария перекроет всю трассу. Это не говоря уже о многокилометровых летних купально-шашлычных пробках, которые снова появятся буквально через пару месяцев. А есть, к примеру, недавно отремонтированная дорога через Ракопежи и Лопухинку с выходом на развязку в Старом Петергофе. И пора бы уже хотя бы подумать о таком маршруте, где полно садоводств и новых поселков. Понятно, что нельзя вот просто так взять – и открыть завтра новый маршрут. Но хотя бы начать оценивать возможный пассажиропоток.
Ирина ПОЛЯКОВА




























