Сосновый Бор Четверг, 18 Апреля 2024

Учителями славится Россия

Учителями славится Россия

В последние дни прошедшего учебного года в клубе «Ручьи» говорили об учителях. Здесь состоялась краеведческая встреча «Учителями славится Россия».

 

Центр развития личности «Гармония», подразделением которого является клуб (и частью которого когда-то была Ручьевская школа – занимались там, где сейчас закулисье), работает над многими краеведческими проектами. Здесь изучают культуру коренных народов Ленинградской области, русскую усадьбу – и, конечно, историю Соснового Бора, неотъемлемой частью которой является история нашей системы образования.

Собравшиеся вспоминали педагогов – тех, кто создавал сосновоборские школы и их предшественников. Город отметил 50-летие, но история его началась гораздо раньше.

Школы в деревнях, позднее вошедших в границы Соснового Бора, были еще до революции. В Устье существовала не только знаменитая мореходка, но и самая обычная земская школа, где учили грамоте, арифметике и основам других наук. А учителями работали муж и жена Панфиловы. Профессия учителя была очень почетной и престижной, и жили педагоги тогда неплохо – Панфиловы могли себе позволить собственный дом, который простоял вплоть до 80-х годов. Зинаида Ивановна Панфилова была директором устьинской школы и после революции, и даже после Великой Отечественной войны – вернулась в родную школу после эвакуации. Она и ее муж похоронены на Устьинском кладбище, могилы их сохранились – неподалеку от могилы Валерия Ивановича Некрасова, чьими усилиями много лет спустя была построена самая современная школа в Сосновом Бору – школа, которая сейчас носит его имя. Такая вот преемственность.

Была школа и в Ручьях. До войны преподавание в ней велось на финском языке. Это и по архивам так, и по воспоминаниям очевидцев – об этом, например, рассказывала в свое время Берта Захаровна Сакса. Перед самой войной финские школы в наших краях закрылись, учеников перевели в другие учебные заведения, а потом было «великое переселение народов», и местные финны оказались по большей части в Сибири. Старались вернуться, конечно, но удалось это не всем. Сейчас такие школы называют малокомплектными – когда в одном классе учатся дети разного возраста, и учитель занимается со всеми. Тогда просто невозможно было иначе.

В предвоенное время школы были во многих деревнях, относившихся то к Устьинскому, то к Калищенскому сельсовету (административная система несколько раз менялась). Устьинская школа работала и в годы войны. В 1942 году, в самый тяжелый блокадный год, в школе было 11 учеников – тех, кто не был эвакуирован. Одни и те же учителя учили детей всему – компания школьников была, естественно, разновозрастной. Учебу приходилось совмещать с работой – в прифронтовой полосе дел хватало всем. Кроме того, работа давала дополнительный шанс выжить, ведь Ораниенбаумский плацдарм находился фактически в двойном блокадном кольце, о чем долгие годы говорить было не очень принято. Но школа не закрылась. И сельсовет даже выделил ей библиотеку.

Устьинская школа была самой большой в окрестностях. Она работала и как интернат – здесь жили и учились ребята из Керново, Систо-Палкино, Ковашей и других деревень. Жили в Устье, домой ездили на каникулы, изредка – на выходные. Сама школа находилась в доме Петрова, периодически занимала еще другие помещения в деревне – в зависимости от того, сколько было учеников.

Участники встречи вспомнили педагогов, работавших в Ручьевской, Устьинской, Сосновоборской школах – Константина Георгиевича Пачезерцева, Александру Ивановну Крутякову, Нину Алексеевну Громову и многих, многих других, чьими трудами создавалась прекрасная школьная система Соснового Бора – хорошее образование у нас в городе всегда было в большом почете, мы привыкли этим гордиться.

Ведущая вечера Лариса Исаева предложила участникам вспомнить свои школьные годы. На уроке географии проверили знания родного края – кто сможет назвать все реки и озера Ломоносовского и Кингисеппского районов? Уж не знаю, все или не все их перечислили, но вспомнили много. Тут же можно было вспомнить и еще кое-что – давно вы писали перьевой ручкой? Самой обычной, с пером-вставочкой. Обмакнуть перо в настоящую чернильницу (сейчас любая такая чернильница – музейный экспонат, а шесть десятилетий назад была и в каждом доме, и на почте, и в кабинете врача…). Перочистку вот только не нашли – впрочем, для того, чтобы вытереть перышко, сгодится и лоскуток, а вот промокашка – действительно дефицит, исчезли за ненадобностью, когда все перешли на шариковые ручки.

Школа тогда и школа сейчас – что у них общего, чем они отличаются? Ну понятно, что технический прогресс на месте не стоит, и современный ученик вряд ли справится с той самой перьевой ручкой, уже не говоря о столь банальном предмете, как счеты. А из тех, для кого эти вот костяшки на штырьках были самым обычным предметом, не каждый справляется с компьютером. Перемены неизбежны, и одно лишь неизменно – школа должна давать знания, а также учить добру. И это никуда не делось!

Марина ПЕТРОВА

Рекомендуемые новости