Каждый год в середине сентября жители Соснового Бора, Ломоносова, Большой Ижоры, Пеников, Шепелева, Ковашей, Лебяжьего и других окрестных населенных пунктов приходят к мемориалам. Воинских захоронений на территории, ограниченной берегом залива, деревней Керново, Старым Петергофом и Гостилицким шоссе, очень много. В сентябре 1941 года на этой территории образовался плацдарм. Он был небольшим – 25 на 65 км, именно на такое расстояние стреляли мощные орудия фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Но фашистские захватчики, способные за несколько дней завоевать не самую маленькую европейскую страну, этот плацдарм взять так и не смогли.
Об этом вспоминают и этим гордятся все, кто приходит в сентябрьские дни к воинским мемориалам.
Историки по сей день спорят, какой день считать датой образования плацдарма. Блокада Ленинграда началась 8 сентября, когда был взят Шлиссельбург, находящийся у самого истока Невы. Кингисепп был занят еще раньше, в середине августа, 8-я армия медленно и с тяжелыми боями отступала в сторону Котлов и Копорья. Бои на территории Ораниенбаумского района начались 22 августа, 31 августа шло отчаянное сражение за Копорье – в ответ на мощный артобстрел со стороны форта «Красная Горка» немцы применили авиацию… Но уже 1 сентября – враг был остановлен – всего-то в 13 км от находящегося на возвышенности Копорья, в деревне Керново, там, где сейчас стоит мемориал «Берег мужественных». Остановлен – впервые с начала даже не Великой Отечественной, а Второй мировой войны! Остановлен не на неделю и не на месяц, а навсегда. Через долгих два с половиной года именно отсюда в январе 1944 года началось массированное наступление советских войск, положившее конец блокаде Ленинграда. Войска были переброшены тайно по Малой дороге жизни, и это была одна из самых успешных операций.
Кстати, на случай, если немецкие войска смогут форсировать Воронку, была предусмотрена вторая линия обороны – по Ковашу. И следы ее можно видеть по сей день – например, за старым пожарным депо. Появились и зенитные батареи – на этих местах сосновоборские поисковики и краеведы недавно установили мемориальные таблички. Перейти Воронку фашистам один раз удалось, но их очень быстро выгнали обратно. Это произошло 9 сентября. Активные попытки предпринимались еще почти неделю, но они оказались тщетными, и к 15 сентября фронт в районе Кернова стабилизировался.
В районе Старого Петергофа это случилось на несколько дней позже – 22 сентября немцы взяли Новый Петергоф, но советским войскам удалось закрепиться в районе Старого Петергофа. Вот поэтому историки и спорят о дате начала обороны плацдарма, который тогда еще не назывался Ораниенбаумским, а просто - пятачком, Лебяженской республикой, Таменгонтской республикой… Но мы отмечаем дату, когда вражеские войска впервые были остановлены надолго. План «Посох» провалился, при том что территория оказалась фактически в двойной блокаде.
Имена защитников Ораниенбаумского плацдарма остались на карте. В Сосновом Бору это улица Соколова, названная в честь комиссара 5 Отдельной бригады морской пехоты, жившего после войны на Временном поселке. Одна из главных улиц Большой Ижоры носит имя Андрея Астанина – командующего войсками Приморской группировки. В Лебяжьем – улица Нельсона Степаняна, летчика морской авиации, дважды Героя Советского Союза. В Ломоносове – улица Ивана Федюнинского, под чьим командованием 2-я ударная армия начала наступление в январе 1944 года.
В эти сентябрьские дни мы вспоминаем морпехов и артиллеристов, летчиков и моряков, связистов и военных водителей на Малой Дороге Жизни. И тех, кто строил непреодолимые для врага укрепления, хотя строили их самые обычные люди, жители Кернова, Устья, Калища. И разбомбленных деревень, которые после войны не стали восстанавливать – а там, где они были, установлены памятные знаки, появившиеся в 60-е годы благодаря работнику НИТИ ветерану войны и Почетному жителю нашего города Антону Антоновичу Фролю и его единомышленникам. Вспоминаем и рыбаков, благодаря которым в двойном блокадном кольце удалось уменьшить количество потерь – самые большие потери были в первую военную зиму, когда выходить в залив еще не разрешалось.
Годы идут. Военная эпоха уже окончательно уходит в легенду – осталась единственная защитница плацдарма Анна Дмитриевна Коц, недавно отметившая 100-летие.
Но мы помним. И приходим в эти дни к мемориалам.
16 сентября на Воронке состоялась торжественно-траурная церемония возложения цветов. У мемориала собрались делегации воинских частей, дислоцированных в нашем городе, предприятий, администрации и Совета депутатов, ветеранских организаций, школьники. О плацдарме рассказал директор Сосновоборского городского музея Игорь Алепко. Стихи прочитала Эрна Ващенко. И, наверное, многие участники мероприятия вспоминали в эти минуты героев – военных и гражданских, ведь самая обычная работа на плацдарме тоже была подвигом, но работали колхозы, фабрики, школы, госпитали. Несмотря ни на что, шла самая обычная жизнь. Под огнем и под обстрелами. И цветы, которые в этот день несли к мемориалу – они всем, кто погиб в те годы, и кто тогда выжил, пошел в наступление или стал это наступление обеспечивать, восстанавливал то, что было разрушено.
И пусть невозможно перечислить имена всех, кто приближал победу на фронте и в тылу, мы чтим их, и их подвиг живет в памяти народной.
Мария БОРИСЕНКО




























