Сосновый Бор Пятница, 26 Апреля 2024

Сказки Ингрии

Сказки Ингрии

Сосновый Бор стоит на древней ингерманландской земле. Но многие ли жители города, пусть уже и не самого молодого в Ленинградской области, но по историческим меркам совсем юного, знают, что такое Ингрия и где она находится? А ведь это так просто...

Ингрия, она же Инкери-маа, она же Ингерманландия – это здесь. Именно здесь, где стоит Сосновый Бор. И называется эта территория по имени одного из коренных народов – ижор.

У этого народа, как и у других, еще каких-нибудь пару столетий назад составлявших большую часть здешнего населения, были свои песни, сказки, игры. Местами они сохранились и сейчас, только вот самих вожан да ижор осталось очень мало – не миновали их беды прошлого столетия.

Об этих народах говорили в минувшую субботу дети и взрослые, пришедшие в Андерсенград на игровую программу «Сказки Ингрии».  Организовала ее Юлия Прокопец, на сей раз представшая в роли тролля Арне.

Самый древний народ наших мест – водь. Сейчас они живут только в двух деревнях Кингисеппского района – Краколье и Лужицах. В настоящее время там идет большая стройка, много приезжих, и вожане очень стараются сохранить свою культуру.

Есть у них сказка про лиса и рака. Похожие сюжеты есть и у других европейских народов, только герои разные. Сказка про то, как лис соревновался с раком – кто быстрее пробежит через поле. Кто, вы думаете, победил? Лис-то бегает быстро… Зато у Рака есть верная жена. Он – встал на одном конце дороги, она – на другом, вот Лис и подумал, что Рак у него выиграл.

Дети обыграли эту сказку – и, надо сказать, с превеликим удовольствием.

А еще вожане всегда были отличными охотниками. Да и как иначе? В наших краях дичи всегда водилось видимо-невидимо. Лес и кормил, и укрывал, и дарил тепло. Со многими обитателями леса вожане дружили и хорошо знали их повадки. А для участников программы это был отличный повод проверить свое внимание.

Или вот игра в камешки. Она была популярна у многих здешних народов. Но у каждого – свои правила. В русских деревнях, например, все сидели на завалинке, держали руки «лодочкой», а ведущий незаметно кому-нибудь в «лодочку» клал колечко. И тот, кому оно досталось, должен был спеть или сплясать. А ижоры стояли в кругу, ведущих было несколько, драгоценные камешки тоже доставались нескольким участникам – и они должны были не подать виду, что получили такой приз. А остальные, наоборот, должны были угадать, кому же достался камешек – по улыбке, по взгляду, по движению - и поймать и обнять счастливца, чтобы не дать ему выйти в середину.

Соседи ижор и води – карелы. В их стране много скал, а скалы, как известно, очень привлекают троллей. Тролли пускаются на разные ухищрения, чтобы заманить к себе доверчивых путников. Например, тролль, который не может пакостить дальше, чем за девять шагов от своего жилья (при том, что каждый шаг тролля – целая миля), то пастушком прикинется, то еще кем-нибудь добрым и красивым. Заманит к себе в жилище и сожрет, если ты не умеешь быстро ходить семимильными шагами. Хотите попробовать? У посетителей Андерсенграда неплохо получилось.

Когда-то все территории, на которых жили тогда многочисленные финно-угорские племена, объехали финские этнографы. Они заходили в каждую деревню, в каждый дом – записывали песни, обряды, обычаи, легенды, игры, танцы – все, что составляет народную культуру. Только от одной сказительницы в деревне Котлы, например, записали более сорока тысяч песен! И в Ковашах записывали, и в Ручьях (которые тогда назывались иначе). Многие песни вошли в карело-финский эпос «Калевала», известный сейчас во всем мире. Другие были потом изданы в разных сборниках… Словом, наследие сохранилось, как и представление о красоте. И хорошо, что в Сосновом Бору об этом тоже помнят.

Марина ПЕТРОВА

Рекомендуемые новости